Медицинский «кластер» в Севастополе: как не остаться с «потемкинской» деревней?
Мое первое серьезное соприкосновение с медициной в Севастополе произошло в 1976-м году.
Моим родителям пришлось везти меня в Одессу, где находился один из самых передовых центров Советского Союза в необходимой нам области. Разница в оказанной медицинской услуге между Севастополем и Одессой оказалась гигантской.
До сих пор помню наивное детское чувство непонимания, почему нельзя было вылечить меня в Севастополе. Так в шесть лет начиналось мое взросление и понимание одной из сторон социальной жизни – медицины.
Сегодня, как и десятилетия назад, севастопольцы хотели бы видеть более совершенную медицину в городе. Не секрет, что все, у кого есть возможность поехать лечиться в Москву, Санкт-Петербург, Минск, Израиль или Европу, постараются так и сделать.
Как перевернуть эту тенденцию – один из ключевых вопросов в развитии Севастополя сегодня. Поиск ответа на вопрос придется начать с честного признания о том, что наши стартовые позиции не улучшились, а ухудшились. За последние тридцать лет померкла репутация не только городских больниц, но и некогда легендарного Военно-морского госпиталя.
Понимаю, что эти слова вызовут обиду у многих честных, самоотверженных и умных врачей. Но мои слова не о них, мои слова о медицине как системе предоставления жизненно важных услуг, востребованных не только по нужде, но и по осознанному желанию их получить в данном заведении.
Наши опасения и «страхи» - назовем их открыто
Недавно на канале НТС и сайте Форпост я кратко изложил мысли о том, как в Севастополе может развиваться или не развиваться медицина. В них не было ни простого рецепта, ни лести общественному мнению, поскольку они уводят в тупик управления и никогда не приводят к результату.
В ответах неравнодушных граждан было два ожидаемых и полностью оправданных, с моей точки зрения, опасения (или даже страха). Первый «страх» можно обобщить, как неверие в то, что доведут до конца – построят и оборудуют больницы, пригласят хороших врачей и организуют работу. Второй «страх» касался того, что новая медицина перестанет быть бесплатной и станет недоступной для севастопольцев, поскольку о ней говорилось, как об услуге, а о медицинском «кластере» как об экономическом явлении.
Думаю, что данная заметка прояснит, как я вижу путь, чтобы оба «страха» не реализовались. Повторюсь – простых «волшебных» решений не будет.
Советский опыт и эпидемия Covid-19
Если задумываться о новой медицинской отрасли в Севастополе, то для начала необходимо трезво понимать, где мы находимся – то есть понимать плюсы и минусы советской системы здравоохранения и ее реформ, а также особенности города и уроки эпидемии Covid-19 как в городе и стране, так и в мире.
Советская система здравоохранения, задуманная еще в царские времена Сергеем Боткиным и талантливо воплощенная Николаем Семашко, обеспечила системность повсеместного оздоровления населения с упором на ликвидацию социальных основ болезней, внимание к материнству и детству и профилактику заболеваний.
Санитарно-эпидемиологическая функция этой системы позволила справиться с эпидемиями. Российская медицинская наука – тоже производная системы Николая Семашко. Но в конце 20-го века ей хронически не хватало денег и конкуренции, что вылилось в дефицит качественных высокотехнологичных услуг и препаратов.
Севастопольскому здравоохранению пришлось испытать многие мытарства тлеющей деградации советской системы.
Никакая самоотверженность медицинских работников не могла перевесить хронический дефицит денег и дефицит мысли и воли в управлении в период межвремения.
Борьба с Covid-19 еще ярче высветила сильные и слабые стороны и показала, что успех борьбы с неизведанной массовой болезнью зависит от 4-х факторов: силы первичного звена в поликлиниках, способности врачей в больницах решать сложные новые задачи (по сути, создавать новые протоколы лечения на ходу), последовательности эпидемиологических мероприятий и доверия населения к действиям властей.
Сегодня, во время ковидной встряски, идеальный момент, чтобы заставить себя сформулировать содержание и особенности медицинской отрасли в Севастополе на десятилетие вперед, чтобы сохранить ее доступность и радикально улучшить качество.
ФЦП – инфраструктура как шанс, но не гарантия
Федеральный центр не сомневался в необходимости создания новой медицинской инфраструктуры на Крымском полуострове с самого момента его возвращения в Россию, поэтому в федеральную целевую программу включены 15 объектов и мероприятий на общую сумму 36,3 млрд рублей.
Мероприятия ФЦП, направленные на развитие здравоохранения
СЕВАСТОПОЛЬ
№
Наименование объекта
Объем финансирования, млн руб.
Ввод
1
Многопрофильный лечебно-диагностический корпус онкологического диспансера
5 569,47
2023
2
Севастопольская больница скорой медицинской помощи
9086,41
2022
3
Строительство поликлиники на 320 посещений в смену в микрорайоне «Казачья бухта»
516,16
2022
4
Строительство городской инфекционной больницы на 200 коек
3 291,12
2023
5
Строительство детской поликлиники на 100 посещений в смену на Корабельной стороне
377,46
2023
6
Строительство амбулаторно-поликлинического учреждения на 320 посещений в смену на проспекте Генерала Острякова
1 167,26
2024
7
Строительство подстанции №1 ГБУЗС «Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф» на проспекте Победы
239,27
2022
8
Строительство подстанции №2 ГБУЗС «Севастопольский центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф» на проспекте Генерала Острякова
126,25
2020
9
Строительство подстанции № 10 ГБУЗС «Севастопольский центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф» на Фиолентовском шоссе
140,23
2020
10
Строительство палатного корпуса на 140 коек в Городской больнице № 4
1 469,83
2024
11
Строительство психоневрологического интерната
1 646,71
2023
12
Мероприятия по созданию сети врачебных амбулаторий для оказания медицинской помощи населению г. Севастополя (5 объектов)
37,24
апр.18
ИТОГО СЕВАСТОПОЛЬ
23 667,41
РЕСПУБЛИКА КРЫМ
1
Многопрофильный республиканский медицинский центр ГБУЗ Республики Крым «Крымская республиканская клиническая больница имени Н.А. Семашко», г. Симферополь
11 410,59
2020
2
Многопрофильный республиканский медицинский центр при городской больнице N 1, г. Ялта
891,97
апр.2017
3
Мероприятия по созданию сети фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий для оказания медицинской помощи населению Республики Крым (ФАП – 21 ед., МВА – 19 ед.)
360,42
мар.2018
ИТОГО РЕСПУБЛИКА КРЫМ
12 662,98
Источник: Постановление Правительства РФ от 27 июля 2020 года №1123.
Как мы видим, на Севастополь приходится большая часть объектов. Что они дадут городу, когда будут построены?
Сами по себе капитальные вложения и построенные здания больниц не является ни отраслью, ни, тем более, кластером. Сами по себе новые больницы не создают медицинские услуги, даже если расположены рядом друг с другом на одной площадке.
Чтобы «коробки» с оборудованием стали полноценной системой (отраслью) здравоохранения, необходимы специалисты достойного уровня. Необходимо понимать, кто их готовит и почему они приходят работать именно в эти «коробки» с оборудованием, а не в соседний регион.
Кластер же отличается от отрасли органичными и интенсивными связями медицинских учреждений с предприятиями и научными учреждениями сопряженных отраслей (инженерными компаниями, производителями оборудования и препаратов, предприятиями биохимии и информационных технологий), то есть теми, кто обслуживает медицину и двигает вперед ее развитие. Такие горизонтальные связи создают синергетический эффект – возможность развивать многие компоненты медицины одновременно и на базе современных технологий.
В кластере на медицину трудятся не только медицинские работники, но многие-многие специалисты разных отраслей.
До кластера в Севастополе нам ещё далеко. Необходимо начинать с создания отрасли и думать о том, как нам подступиться к созданию медицинского кластера, не наделав ошибок от малограмотности и шапкозакидательства.
Мировой опыт – откуда мода на «кластеры»?
Состояние медицины (отрасли, науки и рынка услуг) является одним из критериев развитости региона или страны. Если мы хотим преуспеть, то мы должны понимать мировой опыт и векторы развития, работающие в глобальной медицине.
В мире есть три основных типа успешных медкластеров. Первый возникает вокруг услуг высокотехнологичной медицины, второй – вокруг науки и внедрения открытий в медицинскую практику, третий – вокруг медицинского туризма, совмещающего лечение и отдых.
Возникает вопрос, КАКОЙ кластер мы заявляем в Севастополе. От ответа на этот вопрос зависит выбор управленческих решений, которые должны усиливать, а не противоречить друг другу.
Положительный эффект медицинских кластеров заключается не только в улучшении медицинских услуг для жителей и повышении квалификации для медработников, но и в воздействии на экономику региона и на доходы всего населения региона. Кластерные связи стимулируют приток знаний (науки и исследований) и денег (инвестиций), которые создают целые, ранее не существовавшие, секторы экономики.
В итоге в выигрыше оказываются пациенты, система здравоохранения, наука и бизнес – то есть в выигрыше регион. Но только если мы имеем дело с реальным кластерным развитием, а не потемкинскими деревнями.
Для всех типов кластеров единственным ключевым фактором успеха являются коммуникация и междисциплинарное взаимодействие людей и капитала. Такое взаимодействие практически невозможно запустить и культивировать без научно-образовательной платформы, поэтому университеты или их аналоги являются стержнями кластеров.
Все остальные факторы, включая государственную поддержку, важны, но они вторичны.
Пять выводов для Севастополя
Я не претендую на исчерпывающее описание пути к настоящему медицинскому кластеру в Севастополе, но некоторые знание и чувство родного города позволили мне сформулировать аспекты, которые я посчитал важными для этого пути.
Их я и выношу на суждение севастопольцев.
Аспект первый. В жизни нашего города значительную роль играет активное старшее поколение. Учитывая демографические тенденции в развитом мире и России, эта роль будет только возрастать. Время, когда роль старшего поколения сводилась к заботе о внуках, беседах во дворах и выступлениях на школьных линейках, прошло. В мире преуспеют те страны, которые смогут максимально раскрыть потенциал старшего поколения для создания ВВП.
И Севастополь мог бы задать тон в поиске таких подходов в России.
А это означает, что в городе должна быть первоклассная и доступная и бесплатная медицина, ориентированная на нужды старшего поколения – от первичного звена участковых до высокотехнологичных отраслей, позволяющих жить и творить людям любого возраста. Как человек, перешедший во вторые полвека жизни, я сам лично заинтересован в такой медицине.
Аспект второй. Севастополь – военный город, поэтому совместное взаимодополняющее развитие условно гражданской и условно военной медицины – наше потенциальное конкурентное преимущество. Именно так развивается медицина в городах – военно-морских базах США.
Незазорно изучить их опыт и вспомнить советский опыт. Если добавить южные особенности региона, то следует подумать о создании специализации на медицине катастроф и на медицине особых болезней региона.
Аспект третий. В Севастополе развитие медицины могло бы стимулировать рынок заказов для отрасли информационных технологий. Стратегия создания двух отраслей с замахом на создание в будущем единого кластера медицины и ИТ-технологий могла бы стать «фишкой» города и его экономики в первой половине 21-го века.
Аспект четвертый. Замахиваясь на передовую медицину, бессмысленно планировать сугубо «городской» кластер. Амбиции в предоставлении услуг должны охватывать весь юг России, что априори требует открытой политики и кооперации с Республикой Крым.
Аспект пятый. Не бывает успеха без творчества «снизу», которое, в свою очередь, не появляется без доверия к региональной власти. Одним из ключевых факторов доверия является понятная логика управленческих действий. Последовательность в действиях важна так же, как и современная инфраструктура, поскольку она объединяет все заинтересованные стороны: медицинское профессиональное сообщество, науку, частный капитал и, конечно, гражданское общество (потребителей медицинских услуг).
Именно потребители, в конечном, итоге устанавливают баланс трех требований – качества, доступности и бесплатности. Достичь всех трех параметров – искусство созидания.
Кластеры вырастают не на пустом месте. Они продукт устремленного в будущее управленческого таланта регионального развития и культурно-экономического наследия прошлого.
Имея все шансы, Севастополь их пока не реализовал. И не хотелось бы, чтобы жонглирование модными терминами привело к «потемкинской» деревне.
Андрей Никитченко
Текст в целом и в его отдельных частях отражает личное мнение автора и не связан ни с его текущей профессиональной деятельностью, ни с позицией АНО «Дирекция по управлению ФЦП».
Моим родителям пришлось везти меня в Одессу, где находился один из самых передовых центров Советского Союза в необходимой нам области. Разница в оказанной медицинской услуге между Севастополем и Одессой оказалась гигантской.
До сих пор помню наивное детское чувство непонимания, почему нельзя было вылечить меня в Севастополе. Так в шесть лет начиналось мое взросление и понимание одной из сторон социальной жизни – медицины.
Сегодня, как и десятилетия назад, севастопольцы хотели бы видеть более совершенную медицину в городе. Не секрет, что все, у кого есть возможность поехать лечиться в Москву, Санкт-Петербург, Минск, Израиль или Европу, постараются так и сделать.
Как перевернуть эту тенденцию – один из ключевых вопросов в развитии Севастополя сегодня. Поиск ответа на вопрос придется начать с честного признания о том, что наши стартовые позиции не улучшились, а ухудшились. За последние тридцать лет померкла репутация не только городских больниц, но и некогда легендарного Военно-морского госпиталя.
Понимаю, что эти слова вызовут обиду у многих честных, самоотверженных и умных врачей. Но мои слова не о них, мои слова о медицине как системе предоставления жизненно важных услуг, востребованных не только по нужде, но и по осознанному желанию их получить в данном заведении.
Наши опасения и «страхи» - назовем их открыто
Недавно на канале НТС и сайте Форпост я кратко изложил мысли о том, как в Севастополе может развиваться или не развиваться медицина. В них не было ни простого рецепта, ни лести общественному мнению, поскольку они уводят в тупик управления и никогда не приводят к результату.
В ответах неравнодушных граждан было два ожидаемых и полностью оправданных, с моей точки зрения, опасения (или даже страха). Первый «страх» можно обобщить, как неверие в то, что доведут до конца – построят и оборудуют больницы, пригласят хороших врачей и организуют работу. Второй «страх» касался того, что новая медицина перестанет быть бесплатной и станет недоступной для севастопольцев, поскольку о ней говорилось, как об услуге, а о медицинском «кластере» как об экономическом явлении.
Думаю, что данная заметка прояснит, как я вижу путь, чтобы оба «страха» не реализовались. Повторюсь – простых «волшебных» решений не будет.
Советский опыт и эпидемия Covid-19
Если задумываться о новой медицинской отрасли в Севастополе, то для начала необходимо трезво понимать, где мы находимся – то есть понимать плюсы и минусы советской системы здравоохранения и ее реформ, а также особенности города и уроки эпидемии Covid-19 как в городе и стране, так и в мире.
Советская система здравоохранения, задуманная еще в царские времена Сергеем Боткиным и талантливо воплощенная Николаем Семашко, обеспечила системность повсеместного оздоровления населения с упором на ликвидацию социальных основ болезней, внимание к материнству и детству и профилактику заболеваний.
Санитарно-эпидемиологическая функция этой системы позволила справиться с эпидемиями. Российская медицинская наука – тоже производная системы Николая Семашко. Но в конце 20-го века ей хронически не хватало денег и конкуренции, что вылилось в дефицит качественных высокотехнологичных услуг и препаратов.
Севастопольскому здравоохранению пришлось испытать многие мытарства тлеющей деградации советской системы.
Никакая самоотверженность медицинских работников не могла перевесить хронический дефицит денег и дефицит мысли и воли в управлении в период межвремения.
Борьба с Covid-19 еще ярче высветила сильные и слабые стороны и показала, что успех борьбы с неизведанной массовой болезнью зависит от 4-х факторов: силы первичного звена в поликлиниках, способности врачей в больницах решать сложные новые задачи (по сути, создавать новые протоколы лечения на ходу), последовательности эпидемиологических мероприятий и доверия населения к действиям властей.
Сегодня, во время ковидной встряски, идеальный момент, чтобы заставить себя сформулировать содержание и особенности медицинской отрасли в Севастополе на десятилетие вперед, чтобы сохранить ее доступность и радикально улучшить качество.
ФЦП – инфраструктура как шанс, но не гарантия
Федеральный центр не сомневался в необходимости создания новой медицинской инфраструктуры на Крымском полуострове с самого момента его возвращения в Россию, поэтому в федеральную целевую программу включены 15 объектов и мероприятий на общую сумму 36,3 млрд рублей.
Мероприятия ФЦП, направленные на развитие здравоохранения
СЕВАСТОПОЛЬ
№
Наименование объекта
Объем финансирования, млн руб.
Ввод
1
Многопрофильный лечебно-диагностический корпус онкологического диспансера
5 569,47
2023
2
Севастопольская больница скорой медицинской помощи
9086,41
2022
3
Строительство поликлиники на 320 посещений в смену в микрорайоне «Казачья бухта»
516,16
2022
4
Строительство городской инфекционной больницы на 200 коек
3 291,12
2023
5
Строительство детской поликлиники на 100 посещений в смену на Корабельной стороне
377,46
2023
6
Строительство амбулаторно-поликлинического учреждения на 320 посещений в смену на проспекте Генерала Острякова
1 167,26
2024
7
Строительство подстанции №1 ГБУЗС «Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф» на проспекте Победы
239,27
2022
8
Строительство подстанции №2 ГБУЗС «Севастопольский центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф» на проспекте Генерала Острякова
126,25
2020
9
Строительство подстанции № 10 ГБУЗС «Севастопольский центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф» на Фиолентовском шоссе
140,23
2020
10
Строительство палатного корпуса на 140 коек в Городской больнице № 4
1 469,83
2024
11
Строительство психоневрологического интерната
1 646,71
2023
12
Мероприятия по созданию сети врачебных амбулаторий для оказания медицинской помощи населению г. Севастополя (5 объектов)
37,24
апр.18
ИТОГО СЕВАСТОПОЛЬ
23 667,41
РЕСПУБЛИКА КРЫМ
1
Многопрофильный республиканский медицинский центр ГБУЗ Республики Крым «Крымская республиканская клиническая больница имени Н.А. Семашко», г. Симферополь
11 410,59
2020
2
Многопрофильный республиканский медицинский центр при городской больнице N 1, г. Ялта
891,97
апр.2017
3
Мероприятия по созданию сети фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий для оказания медицинской помощи населению Республики Крым (ФАП – 21 ед., МВА – 19 ед.)
360,42
мар.2018
ИТОГО РЕСПУБЛИКА КРЫМ
12 662,98
Источник: Постановление Правительства РФ от 27 июля 2020 года №1123.
Как мы видим, на Севастополь приходится большая часть объектов. Что они дадут городу, когда будут построены?
Сами по себе капитальные вложения и построенные здания больниц не является ни отраслью, ни, тем более, кластером. Сами по себе новые больницы не создают медицинские услуги, даже если расположены рядом друг с другом на одной площадке.
Чтобы «коробки» с оборудованием стали полноценной системой (отраслью) здравоохранения, необходимы специалисты достойного уровня. Необходимо понимать, кто их готовит и почему они приходят работать именно в эти «коробки» с оборудованием, а не в соседний регион.
Кластер же отличается от отрасли органичными и интенсивными связями медицинских учреждений с предприятиями и научными учреждениями сопряженных отраслей (инженерными компаниями, производителями оборудования и препаратов, предприятиями биохимии и информационных технологий), то есть теми, кто обслуживает медицину и двигает вперед ее развитие. Такие горизонтальные связи создают синергетический эффект – возможность развивать многие компоненты медицины одновременно и на базе современных технологий.
В кластере на медицину трудятся не только медицинские работники, но многие-многие специалисты разных отраслей.
До кластера в Севастополе нам ещё далеко. Необходимо начинать с создания отрасли и думать о том, как нам подступиться к созданию медицинского кластера, не наделав ошибок от малограмотности и шапкозакидательства.
Мировой опыт – откуда мода на «кластеры»?
Состояние медицины (отрасли, науки и рынка услуг) является одним из критериев развитости региона или страны. Если мы хотим преуспеть, то мы должны понимать мировой опыт и векторы развития, работающие в глобальной медицине.
В мире есть три основных типа успешных медкластеров. Первый возникает вокруг услуг высокотехнологичной медицины, второй – вокруг науки и внедрения открытий в медицинскую практику, третий – вокруг медицинского туризма, совмещающего лечение и отдых.
Возникает вопрос, КАКОЙ кластер мы заявляем в Севастополе. От ответа на этот вопрос зависит выбор управленческих решений, которые должны усиливать, а не противоречить друг другу.
Положительный эффект медицинских кластеров заключается не только в улучшении медицинских услуг для жителей и повышении квалификации для медработников, но и в воздействии на экономику региона и на доходы всего населения региона. Кластерные связи стимулируют приток знаний (науки и исследований) и денег (инвестиций), которые создают целые, ранее не существовавшие, секторы экономики.
В итоге в выигрыше оказываются пациенты, система здравоохранения, наука и бизнес – то есть в выигрыше регион. Но только если мы имеем дело с реальным кластерным развитием, а не потемкинскими деревнями.
Для всех типов кластеров единственным ключевым фактором успеха являются коммуникация и междисциплинарное взаимодействие людей и капитала. Такое взаимодействие практически невозможно запустить и культивировать без научно-образовательной платформы, поэтому университеты или их аналоги являются стержнями кластеров.
Все остальные факторы, включая государственную поддержку, важны, но они вторичны.
Пять выводов для Севастополя
Я не претендую на исчерпывающее описание пути к настоящему медицинскому кластеру в Севастополе, но некоторые знание и чувство родного города позволили мне сформулировать аспекты, которые я посчитал важными для этого пути.
Их я и выношу на суждение севастопольцев.
Аспект первый. В жизни нашего города значительную роль играет активное старшее поколение. Учитывая демографические тенденции в развитом мире и России, эта роль будет только возрастать. Время, когда роль старшего поколения сводилась к заботе о внуках, беседах во дворах и выступлениях на школьных линейках, прошло. В мире преуспеют те страны, которые смогут максимально раскрыть потенциал старшего поколения для создания ВВП.
И Севастополь мог бы задать тон в поиске таких подходов в России.
А это означает, что в городе должна быть первоклассная и доступная и бесплатная медицина, ориентированная на нужды старшего поколения – от первичного звена участковых до высокотехнологичных отраслей, позволяющих жить и творить людям любого возраста. Как человек, перешедший во вторые полвека жизни, я сам лично заинтересован в такой медицине.
Аспект второй. Севастополь – военный город, поэтому совместное взаимодополняющее развитие условно гражданской и условно военной медицины – наше потенциальное конкурентное преимущество. Именно так развивается медицина в городах – военно-морских базах США.
Незазорно изучить их опыт и вспомнить советский опыт. Если добавить южные особенности региона, то следует подумать о создании специализации на медицине катастроф и на медицине особых болезней региона.
Аспект третий. В Севастополе развитие медицины могло бы стимулировать рынок заказов для отрасли информационных технологий. Стратегия создания двух отраслей с замахом на создание в будущем единого кластера медицины и ИТ-технологий могла бы стать «фишкой» города и его экономики в первой половине 21-го века.
Аспект четвертый. Замахиваясь на передовую медицину, бессмысленно планировать сугубо «городской» кластер. Амбиции в предоставлении услуг должны охватывать весь юг России, что априори требует открытой политики и кооперации с Республикой Крым.
Аспект пятый. Не бывает успеха без творчества «снизу», которое, в свою очередь, не появляется без доверия к региональной власти. Одним из ключевых факторов доверия является понятная логика управленческих действий. Последовательность в действиях важна так же, как и современная инфраструктура, поскольку она объединяет все заинтересованные стороны: медицинское профессиональное сообщество, науку, частный капитал и, конечно, гражданское общество (потребителей медицинских услуг).
Именно потребители, в конечном, итоге устанавливают баланс трех требований – качества, доступности и бесплатности. Достичь всех трех параметров – искусство созидания.
Кластеры вырастают не на пустом месте. Они продукт устремленного в будущее управленческого таланта регионального развития и культурно-экономического наследия прошлого.
Имея все шансы, Севастополь их пока не реализовал. И не хотелось бы, чтобы жонглирование модными терминами привело к «потемкинской» деревне.
Андрей Никитченко
Текст в целом и в его отдельных частях отражает личное мнение автора и не связан ни с его текущей профессиональной деятельностью, ни с позицией АНО «Дирекция по управлению ФЦП».