Крымский ученый рассказал о перспективах преподавания истории для первоклассников
Учащимся младших классов сложно воспринимать рассказы об исторических событиях, поэтому такие занятия должны быть наполнены визуальными образами и творчеством. Об этом заявил в эфире радио «Спутник в Крыму» заведующий кафедрой археологии и всеобщей истории КФУ им. Вернадского Александр Герцен, комментируя инициативу министерства просвещения РФ о внедрении предмета истории в школах с первого класса.
По его словам, инициатива правильная, поскольку история формирует гражданское сознание, а этим вопросом следует заниматься с самого раннего возраста.
«У нас была упущена очень важная функция исторической науки — идеология. Более того, мы торжественно отказались от идеологии: достаточно вспомнить речь Ельцина в Конгрессе США. Но для каждого государства эта составляющая крайне важна. В Советском Союзе этому уделяли большое внимание и растили патриотов. Вспомните октябрят, школьные музеи и уголки боевой славы, книжки о пионерах-героях.
Там, где образовалась пустота, ее занимают негативные примеры. Посмотрите на соседнее государство, где заведомо ложные, антинаучные исторические установки, внедренные в образовательную и воспитательную практику, привели к той реальности, которая есть», — отметил Герцен.
По его словам, процесс преподавания истории младшеклассникам должен быть организован интересно и творчески, что не отбить у детей интерес к исторической науке. В этом смысле важно учесть особенности возрастной психологии.
«Это могут быть системы школьных музеев. Пусть это будут даже просто небольшие уголки, где экспозиции часто обновляются по случаю праздников и памятных дат. Это какие-то визуальные вещи в оформлении кабинетов. Это конкурсы детских рисунков, посвященных тем или иным историческим событиям. Даже на рисовании можно развивать патриотическую тему, при этом стимулируя творческие начала детей», — подчеркнул Герцен.
Он отметил необходимость создания серьезной продуманной программы на государственном уровне, чтобы организация таких уроков не легла на плечи рядовых учителей, которые и без того загружены «бумажной работой». Если этого не сделать, инициатива может сработать формально или даже навредить.