SevPoisk.ru — новости в Симферополе и Республике Крым онлайн 24/7

Зачем румынам Крым?

Румыния восприняла воссоединение Крыма с Россией по итогам референдума 2014 года как угрозу собственной безопасности. Румынская пресса тут же заявила о превращении Чёрного моря в «русское озеро» (las rusesc) вопреки попыткам Бухареста превратить его в «румынское озеро» (las româneasc).

Это «русское озеро» соприкасается с европейской зоной безопасности, что налагает на Румынию почётную роль ведущего союзника США и НАТО в Юго-Восточной Европе. Эта роль ещё почётнее ввиду того, что причерноморская Болгария не горит желанием обострять отношения с Москвой в угоду Вашингтону и Брюсселю, а Турция ведёт себя слишком независимо, чтобы можно было с уверенностью предсказать её поведение.

Исторически Румыния всегда стремится к созданию геополитической оси Анкара – Бухарест – Варшава. Такая конструкция – идеальный санитарный кордон от Кавказа до Скандинавии (от Чёрного моря до Балтийского), а Румыния – центральный несущий элемент этой конструкции.

Балтику нужно перекрыть, чтобы не пустить Россию в Северную Атлантику (этим занимаются Польша и Швеция). Чёрное море нужно перекрыть, чтобы не пустить Россию в Средиземноморье – выход в Мировой океан (этим занимается Румыния и надо, чтобы занималась Турция). Стратегия НАТО в Средиземном и Чёрном морях – это две стороны общей концепции по геополитической изоляции России, заключают румынские эксперты.

При этом они, не стесняясь, ссылаются на мнение одиозного историка и политика, приверженца идеи Великой Румынии Георге Брэтиану (Gheorghe I. Bratianu). При режиме гитлеровского союзника Атнонеску Брэтиану прочёл в Бухарестском университете в 1941-1942 гг. курс лекций «Проблематика Чёрного моря» (Chestiunea Mārii Negre).

В лекциях Брэтиану подчёркивал, что пространство безопасности Румынии «простирается от Дуная и Днестра до Крыма. «В зоне нашей национальной безопасности писал он находится проблема проливов [Босфорского и Дарданелл], расширения устья Дуная и Железные ворота (сужение устья у сербско-румынской границы. - Ред.), потому что они позволяют контролировать военно-воздушные и военно-морские базы КрымаМы не можем быть равнодушными к томукто обосновался вблизи наших границ…У кого есть Крымтот господствует на Чёрном море…»

Брэтиану учил: ареал проживания румынской нации простирается от Карпат до Трансильванского плато и Добруджи и через неё получает выход к Чёрному мору. Контроль над Дунаем и Чёрным морем – обязательные предпосылки для укрепления национально единого румынского государства, естественная восточная граница которого должна проходить по Днестру. Это и есть манифест Великой Румынии, сформулированный в географических терминах. По Брэтиану, Молдавия и кусок Украины (Буковина, Бессарабия) – это Румыния.

Российский Крым ставит крест на планах Румынии занять господствующее положение в Черноморском регионе. Господство в регионе Бухаресту нужно для обеспечения своего участия в будущем проекте Транскавказского транспортного коридора (Европа – Кавказ – Азия или TRACECA). Его маршрут должен пройти из Европы по Чёрному морю и через Кавказ до Каспия и Средней Азии.

О проекте заговорили ещё в 1993 году, но он до сих пор находится в умозрительном состоянии. В этом проекте Румыния видит для себя шанс увеличить поставки своих товаров в Азию и заодно превратиться в транзитный пункт для товаров из Европы в Азию.

Кроме очевидной экономической части, у TRACECA есть скрытый геополитический смысл: добиться экономической дезинтеграции СНГ и транспортной переориентации Молдавии, Грузии, Армении, Азербайджана, Узбекистана, Киргизии, Казахстана, Таджикистана, Туркмении на страны Запада с последующими политическими последствиями. Впрочем, для постсоветских стран степень участия в проекте зависела бы напрямую от градуса американо-иранских отношений (Иран – потенциальный участник TRACECA), а они сейчас враждебны.

Для Румынии TRACECA – это ещё и энергетический проект. Маршрут поставок нефти и газа из региона Каспия в Европу через Чёрное море профессор Академии экономических исследований Сильвиу Негуц (Silviu Neguţ) охарактеризовал как Нефтяной путь (Drumul Petrolului) по аналогии с Шёлковым путём. Бухарест надеется стать распределительным узлом для поставок каспийских нефти и газа. Поддержка со стороны США и ЕС здесь обеспечена, ибо реализация такого плана снизит зависимость Запада от поставок энергоресурсов из Персидского залива и Ближнего Востока.

Румыния располагает промышленными возможностями очистки нефти и производства нефтепродуктов (порт Констанца, заводы в Нэводари), и проект TRACECA для неё как сладкая сказка. Румынские эксперты подсчитали, что Румыния могла бы экспортировать 17,5 млн тонн нефти для Чехии, Германии, Австрии и других центральноевропейских стран и ещё 40 млн тонн странам Адриатического бассейна (через порт Триест в Италии).

Но для успеха такого амбициозного плана надо опять-таки взять под контроль Чёрное море как географический узел, соединяющий Европу, Россию, Кавказ, Средний Восток и Центральную Азию. Сделать этого Румыния не может, потому что Крым – российский.

Амбиции Бухареста в нефтегазовой отрасли представляют прямую угрозу Украине как стране-транзитёру энергоресурсов из России в Европу. Правда, вскоре транзитное значение Украины станет гораздо меньше, поскольку Россия и Германия намерены довести до конца проект газопровода «Северный поток – 2». Тем не менее определённая доля транзита газа может остаться за Украиной и после ввода в эксплуатацию «Северного потока – 2».

Углубление сотрудничества Киева и Москвы в нефтегазовой отрасли возможно при условии, что в Киеве будут сидеть вменяемые политики, а не суповой набор из националистов и президента – бывшего комика и его друзей по сцене. Но даже если в ближайшее время никакого углубления не произойдёт, лоббируемый Бухарестом проект TRACECA не перестанет быть для Украины угрозой. Ведь Бухарест мечтает ни много ни мало перетянуть транзит газа из Центральной Азии в Европу на себя. Что будет поставлять Европе Украина, если замыслы румын осуществятся?

Поставки азиатского газа европейским потребителям в обход Украины, через Каспий, Чёрное море и Румынию, сразу же отразятся самым плачевным образом на состоянии украинского бюджета, формируемого во многом за счёт прибыли от транзита российского газа в ЕС. Чтобы ни говорили в Киеве, факт остаётся фактом: Украине выгодней действовать на энергетическом рынке в союзе с Россией, а не вопреки ей. Поступая наоборот, Киев лишь потворствует агрессивным планам своих не очень мирных европейских соседей.

Владислав Гулевич






Все новости Симферополя на сегодня
Симферополь

Волгодонские картингисты заняли три призовых места в Апшеронске

Вечер позитивного общения  «В мире нет милей и краше танцев и преданий наших»

Волгодонские картингисты заняли три призовых места в Апшеронске

Жители Марий Эл с мая смогут дистанционно оформить ипотеку на жилье в Крыму 

В Крыму КАМАЗ отомстил водителю за страдания



Другие новости Симферополя

Глава Крыма Сергей Аксёнов
Крым

Аксенов предложил возложить на работодателей ответственность за мигрантов



Персональные новости
WTA

Пятая ракетка мира Пегула не выступит на турнире WTA 1000 в Мадриде


Симферополь на Russian.city

Здоровье в Крыму


Симферополь

Три человека пострадали при возгорании цистерн под Симферополем


Другие города Крыма


Moscow.media
Симферополь

Суд решает насколько адвокат злоупотребил свободой




SevPoisk.ru — паблик новостей Севастополя и других городов Республики Крым в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, гео-отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. SevPoisk.ru — ваши новости сегодня и сейчас в Симферополе, объявления, аренда квартир, отели, санатории, отдых в Крыму, квартиры от владельцев, выгодные предложения.

Опубликовать свою новость в любом городе и регионе России и Украины можно мгновенно — здесь.


Новости Симферополя


Спорт в Крыму




Экология в Крыму


Все города России от А до Я