Мы в Telegram
Добавить новость

SevPoisk.ru — новости в Севастополе и Республике Крым онлайн 24/7

«Двойка» за поведение: что делать, если ребенку с СДВГ занижают оценки?

Севастопольские новости
259
«Двойка» за поведение: что делать, если ребенку с СДВГ занижают оценки?

Севастопольский проект СРОО МС «Нас много» «Внимание: непоседы» под руководством клинического психолога Светланы Боровой, поддержанный Фондом президентских грантов, разбирается в ситуации с неправомерным занижением оценок детям с СДВГ.

Севастопольский проект СРОО МС «Нас много» «Внимание: непоседы» под руководством клинического психолога Светланы Боровой, поддержанный Фондом президентских грантов, разбирается в ситуации с неправомерным занижением оценок детям с СДВГ. 

Случись вам прийти на школьный урок, вы наверняка заметите ребенка, который беспрестанно ерзает за партой, грызет колпачок своей ручки, оборачивается, чтобы узнать, как дела на соседней парте, болтает ногой, выкрикивает с места ответ. Увидите вы его и в школьном коридоре – это он бежит сломя голову, пока одноклассницы Машенька и Анечка чинно прогуливаются по коридору, это с его тарелки падает сосиска в школьной столовой и отправляется в долгое путешествие по полу, а сам СДВГ-шка скачет за ней, внося сумятицу в распорядок завтрака учеников. Да, непоседливость, буря эмоций, маленький хаос в отдельно взятом коллективе – это все про него. Про ребенка с СДВГ. 

И такой ребенок (а то – и несколько) есть почти в каждом школьном коллективе. А раз таких детей много, резонно было бы предположить, что педагоги уже давно научились работать с учениками, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности (именно так расшифровывается СДВГ) и что наличие этого диагноза вовсе не ставит непреодолимой предграды между ребенком и системой образования. 

Но это вовсе не так. Хотя графа «Поведение» уже давно отсутствует в школьных дневниках, а оценки, как известно всем, ставятся за усвоение материала, отчего-то дети с СДВГ нередко получают заниженную оценку как раз потому, что их поведение далеко от идеального.

«Пусть себя хорошо ведет, тогда и оценки хорошие будут. Чего же сложного?» - спросит педагог Марина Ивановна из средней школы. Марина Ивановна только что закончила педагогический вуз, там ей все объяснили про преподавание – что должны уметь дети, чему они должны научиться и как им это объяснять. Вот только про детей с СДВГ начинающему (и даже опытному!) педагогу никто, как правило, не рассказывает. И реальность школьного образования оказывается очень далека от методички. И в дневнике у ребенка, который нередко знает материал не хуже, а то и лучше (ведь СДВГ – вовсе не ментальное нарушение, интеллектуальные способности у таких детей, как правило, на высоте) одноклассников, оценки оказываются плачевными. 

Например, задача решена верно, но забыл отступить три клеточки между столбиками, дописать килограммы или яблоки в ответе – и вместо «пятерки» стоит «четверка». Или же сочинение выполнено с точки зрения содержания и грамматики безукоризненно, но с помарками, зачеркиваниями, а пишет наш СДВГ-шка нередко «как курица лапой» (так часто говорят учителя) – и вот уже под сочинением красуется не «5» и даже не «4», а «3».

Бывает и так, что оценка по одному и тому же предмету у одного и того же ребенка зависит исключительно от того, какой именно учитель его преподает. Участница проекта «Внимание: непоседы», мама третьеклассника с СДВГ Диана (прим.: имя изменено) рассказывает: «С первого класса мой сын не смог найти контакта с учителем физкультуры. Физрук – бывший военный, спортсмен, требовал дисциплины. Если класс шел по коридору и кто-то выкрикивал или выпрыгивал из строя, все возвращались обратно. Целую четверть, пока родители не пошли к директору, дети не могли дойти до спортзала. Конечно же, часто выкрикивал и выпрыгивал мой сын. Во втором классе начались оценки: по всем предметам «четверки»-«пятерки», и только по физкультуре всякий раз с большими усилиями сын заканчивал со средним баллом 3,6-3,7, еле-еле натягивая на «четверку» по результатам округления оценки. Нас спасала только сдача нормативов – вместе с сыном я ходила подтягиваться на турниках, отжималась, прыгала на скакалке, учила его, чтобы он правильно выполнял упражнения, чтобы эти нормативы смог сдать и хоть как-то поправить свое положение. А еще спасало, когда приходил другой педагог – студент-практикант или вторая учительница физкультуры, если наш физрук был на соревнованиях: сразу мой сын вел строй, сразу был во всех спортивных играх первым и всегда получал «пятерку» за урок, если только был не наш учитель физкультуры. Не математика и даже не русский были моей головной болью, а физкультура. С этого года наш физрук уволился, и теперь по физкультуре у ребенка одни «пятерки». 

Соглашается с ней и другая участница проекта «Внимание: непоседы», мама ученика начальной школы Надежда (прим.: имя изменено): «Недавно учитель музыки рассказывала, как у моего сына протекла вода из бутылки и она сказала ему «тихонько взять тряпку и вытереть». Ну и что из этого вышло? Учитель сказала, мол, он задел всех, пока шел, потом с грохотом перевернул ведро, потом все смеялись. И в итоге "потеряно пол-урока". За урок – «два». За поведение, но стоит как за предмет». 

 Психологи отмечают, что детям с СДВГ бывает сложно сразу соответствовать всем критериям, которые требует от них система образования. Для такого ребенка, внимание которого часто рассеивается и переключается на внешние раздражители, бывает просто невыполнимой задачей одновременно и решать задачу, и писать цифры красиво да еще и в пределах клеточки, подсчитывать, чему равен «икс» и сохранять необходимый отступ между столбцами, одновременно записывать слово, применять нужное правило к безударной согласной и выводить каждую букву так, как положено. 

И дело во все не в том, что ребенок ленив или дурно воспитан, как часто осуждающе говорят родители детей, никогда не сталкивавшиеся с СДВГ. И вовсе не в том, что с ребенком не занимаются. Как правило, именно родители гиперактивных детей максимально вовлечены в процесс, осознавая с ранних лет, что их ребенок требует повышенного внимания к себе. И именно они получают от других родителей и учителей, родственников и случайных прохожих уничижительные замечания в свой адрес, хотя их ребенок органически не может на данном этапе взросления выполнять все то, чего требуют от него жесткие рамки образовательной системы. У детей с СДВГ очень долго созревают отдельные структуры мозга, ответственные за контроль над поведением, и пока они не созреют, ребенок даже не подозревает каждый раз в каждой отдельно взятой ситуации, что он был громким и вел себя каким-то неподобающим образом. Дети с СДВГ нарушают нормы поведения не из зловредности и вовсе не потому, что «родители не научили их как следует себя вести», а просто потому, что их организм требует этого от них. 

А правозащитник, мать троих детей Елена Меченкина подчеркивает: «По законодательству об образовании учитель не имеет права ставить оценки за поведение, так как оцениванию подлежит только знания обучающихся. Что касается поведения на уроке, то учитель вправе написать об этом замечание в дневнике ученика». Юрист ссылается на Письмо Минпросвещения от 13.01.2023 №03-49 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с методическими рекомендациями по системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего и среднего общего образования). «Из анализа документа усматривается, что учитель оценивает только лишь результат освоения образовательной программы. Здесь нигде не написано, что оценивается поведение ученика, вовлеченность в жизнь школы и класса, размеры сборов на шторы и т.д.», - комментирует Меченкина. 

Так что же делать? 

Конечно, если мы не можем изменить ребенка, нужно менять ситуацию вокруг него: искать учителя, который будет с пониманием относиться к СДВГ-шке или же переводиться в другую школу, на домашнее обучение и так далее. Но если это по каким-то причинам невозможно, то следует попытаться донести до педагога, чем именно вызвано поведение ребенка и, главное, как с этим работать.

Участнице проекта «Внимание: непоседы», маме ребенка с СДВГ Алине это удалось. Женщина рассказывает: «Моему сыну ставили по физкультуре «двойки». На минуточку, сын занимается скалолазанием и плаванием. На вопрос учителю, за что «два», был ответ: «Он бегает и прыгает, щекочет девочку». Я говорю: «Ну а упражнения нужные выполняет?» Учитель: «Да!». После этого разговора у нас «пять», заставила задуматься». 

Руководитель проекта «Внимание: непоседы», психолог с более чем двадцатилетним стажем работы в отечественных и зарубежных клиниках Светлана Боровая комментирует: «Очень хотелось бы, чтобы учителя вспомнили, что они ПЕДАГОГИ. Они заканчивают педагогический факультет, а педагогика для того и придумана, чтобы качественно учить каждого отдельного ребенка, находить к нему индивидуальный подход. И надо сейчас определиться, кто вы – предметник или педагог? Давайте как-то с этим разбираться. 
Сейчас психологи отмечают катастрофический рост школьной дезадаптации – а это серьезное психологическое расстройство, которое приводит к неврозам и депрессиям у детей, серьезным соматическим проблемам, каковые чудесным образом решаются, достаточно лишь ребенку найти своего педагога. 

 Я участвовала во всероссийской конференции психологов в Санкт-Петербурге, где на самом высоком уровне обсуждалось, что сейчас большие проблемы с образованием в этом плане, и такое ощущение, что уже и в министерствах забыли, что такое детская психология, нет помощи и со стороны учителей (и учителям!). Психологи постоянно выводят детей из различных состояний, помогают им, но дети возвращаются обратно в ту же школу, в ту же ситуацию, и их состояние все ухудшается. Это гигантская проблема для психологов всей страны.

Мы прекрасно понимаем и учителей, как им нелегко, как они выгорают, но вообще-то в педагогику изначально должны идти люди, любящие детей, проявляющие эмпатию и понимающие, что в их руках находятся хрупкие детские души, которые так легко поломать буквально одним неверным словом. И, к сожалению, это происходит сплошь и рядом». 

Проект «Внимание: непоседы» уже почти год помогает севастопольским детям с СДВГ и их родителям. Сейчас в помощь родителям и учителям «непоседы» выпустили методическое пособие, в котором собрана вся современная научная информация о синдроме дефицита внимания и гиперактивности. Подробно, но простым языком там описан маршрут для родителей, заподозривших у своих детей СДВГ (к каким врачам обращаться для постановки диагноза, как вести себя с ребенком с СДВГ в бытовых моментах – как организовать обучение, распорядок дня, как договариваться, как реагировать на проявления синдрома, какие методы коррекции эффективны), а также даны психолого-педагогические рекомендации учителям (как учить ребенка с СДВГ в школе, какие приемы помогут облегчить его адаптацию в классе, зафиксировать внимание на процессе обучения, наладить контакт между преподавателем, ребенком и родителями). 

В команде проекта надеются, что инициатива помощи семьям, где воспитываются дети с СДВГ, не останется незамеченной не только родителями, но и образовательными учреждениями города. В дальнейшем, по окончанию проекта его специалисты готовы продолжать работу, консультировать педагогов и работников системы образования с тем, чтобы улучшить ситуацию, сложившуюся вокруг детей с дефицитом внимания и гиперактивности. 

Узнать больше о работе проекта, прочитать статьи о разных аспектах воспитания и обучения детей с СДВГ, можно на сайте или в социальных сетях СРОО МС «Нас много». В конце декабря планируется проведение вебинара с рекомендациями для педагогов, в классе которых есть дети с СДВГ: посмотреть его можно будет в соцсетях проекта

Точка зрения авторов может не совпадать с позицией редакции





Все новости Севастополя на сегодня
Севастополь

Развожаев: в Севастополе работают системы ПВО

Севастополь и электроснабжение: когда в домах появится свет?

Развожаев: в Севастополе работают системы ПВО

Михаил Развожаев: отражение атаки ВСУ на Севастополь завершено

Обложка песни. Обложки альбомов песен. Сделать обложку для песни.



Другие новости Севастополя

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев
Севастополь

Губернатор Развожаев: в Севастополе объявили воздушную тревогу



Персональные новости
WTA

Шнайдер вышла в финал турнира WTA-125 в Париже, обыграв Грачёву


Севастополь на Russian.city

Здоровье в Крыму


Симферополь

Театр и Культура, Россия и Дети: 15 мая театр кукол Ульгэр представил спектакль «Мүнгэн мүшэдүүд» в стенах Художественного музея для первых классов гимназии №29 Улан-Удэ


Другие города Крыма


Moscow.media
Севастополь

Ломать то, что настроено во время «буйства демократии




SevPoisk.ru — паблик новостей Севастополя и других городов Республики Крым в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, гео-отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. SevPoisk.ru — ваши новости сегодня и сейчас в Севастополе, объявления, аренда квартир, отели, санатории, отдых в Крыму, квартиры от владельцев, выгодные предложения.

Опубликовать свою новость в любом городе и регионе России и Украины можно мгновенно — здесь.


Новости Крыма


Спорт в Крыму




Экология в Крыму


Все города России от А до Я

18+