Мы в Telegram
Добавить новость

SevPoisk.ru — новости в Севастополе и Республике Крым онлайн 24/7

«У нас - не исправительное учреждение и не лечебница…»

Севастопольские новости
498
«У нас - не исправительное учреждение и не лечебница…»

Как дискриминируют детей с СДВГ в школах и садах

Дети, страдающие синдромом дефицита внимания и гиперактивности, – именно так расшифровывается аббревиатура СДВГ – так называемые «пограничники» в мире образования. Из-за двойственности этого положения, о чем будет подробно рассказано ниже, родителям такого ребенка и ему самому очень сложно встроиться в систему.  

Почему СДВГ мешает ребенку в детском коллективе?
Дело в том, что для этого синдрома характерно неравномерное созревание структур головного мозга. То есть, часть функций у ребенка развита вполне по возрасту, а иногда и лучше, чем у сверстников, – например, он хорошо разговаривает, строит сложные логические связи, решает задачи; но часть навыков отстает – часто это проявляется как неусидчивость, рассеянность, плохой самоконтроль, чрезмерно бурная реакция на обычные раздражители. Такое нередко встречается из-за гипоксии в материнской утробе или во время сложных родов, а также вследствие ряда заболеваний в детском возрасте. 

Если у вас есть дети (и даже если их нет), вы наверняка наблюдали в детских коллективах очень шумных, чрезмерно подвижных и возбудимых детей. Один-два таких ребенка есть практически в каждой группе детского сада и практически в каждом школьном классе. Именно эти дети нередко становятся регулярными посетителями кабинета директора, а на их родителей от знакомых и незнакомых обрушивается шквал замечаний по поводу «плохо воспитанного ребенка» и «недостаточного родительского внимания» к нему. 

Однако к отсутствию воспитания или недостатку родительского внимания реакции и поведение детей с СДВГ не имеют ровным счетом никакого отношения. Вследствие неравномерности созревания структур головного мозга эти дети попросту не могут показать стабильно устойчивое поведение, особенно при наличии внешних раздражителей. Часто они становятся героями обсуждений в родительских чатах. Родители детей, не страдающих подобным синдромом, нередко навешивают на детей с СДВГ нелицеприятные ярлыки, а то и вовсе требуют «убрать ЭТОГО ребенка» из коллектива. Школьная администрация же и педагоги, не желающие обременять себя вниканием в особенности обучения детей с СДВГ, недовольству вторят. Ведь гораздо проще убрать неудобного ребенка, чем научиться с ним работать. 

Родители ведут ребенка с СДВГ к врачам, проходят ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию), получают заключения психолога, психиатра, дефектолога. Но совсем иное дело – медицина. Врачи, конечно, видят у ребенка СДВГ. Вот только СДВГ не лечат, его учитывают в работе. Этот диагноз – не основание для специальных мер: интеллект сохранный, коммуникативные способности развиты, кругозор хороший, навыки самообслуживания имеются – в общем, всё на уровне, а зачастую – даже на высоком. 
 Ведь родители детей с СДВГ попросту вынуждены уделять таким детям особое, повышенное внимание, даже если детей в семье несколько. «Ребенок без тормозов. Глаз от него не отвести, какое там «не уделяю внимания?» - Спрашивает Карина, мама ребенка с СДВГ (прим.: имя изменено). – «У меня воз и маленькая тележка историй, начинающаяся со слов «я отошла на минуту…», и все примерно с одним и тем же исходом». 

Наталья, мама ребенка с СДВГ (прим.: имя изменено) подтверждает: 
«У нас уже нет передних зубов, потому что я на секунду отвернулась, а качели – нет».

И началась травля…
Ребенок с СДВГ зачастую является в детском коллективе «белой вороной». Ведь детский коллектив живет по своим, особым законам. До определенного возраста сами дети не ведают, что они жестоки, – пока не подрастут или пока им это не объяснит значимый взрослый. 

Нередко сами дети начинают выделять ребенка с СДВГ. Даже в отношении самых обычных детей, не страдающих никакими заболеваниями, в школе может быть устроен буллинг. Эти истории нередко можно увидеть в Сети. Причины могут быть разными – немодная одежда, неумение за себя постоять, дефекты внешности… А если у «жертвы» есть диагноз, если она раз за разом выдает бурную реакцию на простые действия – насмешки, подколы, издевки и другие проявления негативного внимания, – то ее преследователи с жаром включаются в школьную травлю, принимающую все больший и больший размах. 

Важное место в борьбе с такой травлей, исключительную роль во включении в общий процесс и обретение своего места в коллективе для ребенка с СДВГ играет содействие педагога – классного руководителя, заведующего по воспитательной работе, директора. Но сегодняшняя школа далека от советской, в системе которой было главенство Педагога. Педагог пытался искать подход к совершенно различным детям, независимо от их особенностей. Педагог этот подход почти всегда находил.

«Директор школы сказал мне, что у нас не исправительное учреждение и не лечебница». – Делится мама ребенка с СДВГ Алина (прим.: имя изменено). – «Сказал, чтобы мы забирали его на домашнее обучение». 

Сегодня, когда учителя с головой завалены работой – составлением различных отчетов и отчетов по отчетам на отчеты – гораздо более, чем стимулирующими мерами, желание у педагога быть Учителем с большой буквы и помочь сложному ребенку в классе возникает нечасто. Кому-то из детей, страдающих СДВГ, везёт, удается своего учителя с первой попытки. Но кому-то – нет. Классному руководителю, а заодно и всей школе гораздо проще «сбыть с рук» неудобного ребенка, чем помочь ему и проводить систематическую работу. 

 «В шестом-седьмом классе у сына уже стояли диагнозы СДВГ и ММД (прим.: минимальная мозговая дисфункция). Об этом классному руководителю было известно. Ребенок жаловался на отношение учеников, что его обижают в школе, на физкультуре задевают, обзывают». – Рассказывает Елена, мама ребенка с СДВГ (прим.: имя изменено). – «Он хоть и с СДВГ, но интроверт, долго терпит, молчит. И это только раззадоривало ребят, становилось все хуже. Он терпел, а обидчики его заводили, и в конце концов сын мог выдать неадекватную реакцию. И однажды классный руководитель провела родительское собрание. Она раздала всем анкеты, которые заполняли анонимно ученики всех классов. Там были вопросы о том, что бы вы в школе улучшили. И 70% детей написали, что было бы лучше, если бы мой сын ушел из их класса, как они к нему плохо относятся и как его терпеть не могут. Из рук в руки эти анкеты дошли до меня. На собрании присутствовали не только родители, но и дети. И все на меня смотрели…
Мне было очень неприятно. Я понимаю, что многим мой ребенок мешал. Но то, как это обставила администрация школы, просто ужасно. Зачем нужна была эта публичная порка? Учительница могла поговорить со мной наедине, показать мне эти анкеты. 
Все смотрели на меня до тех пор, пока я не сказала, что напишу заявление и мы уйдем из этой школы…» 

Неблагоприятный психологический климат, создающийся вокруг ребенка с СДВГ, которому можно просто помочь, влияет на всю семью в целом. Родители его подвергаются постоянному осуждению, с ужасом проверяют электронный дневник, нередко пестрящий постоянными замечаниями. Бывает и так, что ответственность за ситуацию, если очевидных виноватых нет, если педагог сам лично не наблюдал происходящее, а детские ответы пестрят противоречиями, попросту возлагается на самого шумного и громкого ребенка – он был назначен виноватым уже много раз, очевидно, и в этот раз тоже виноват.

Родители получают сообщения и жалобы от учителя, от других родителей, а потом дома ребенка, испытывающего непрерывный стресс во время учебного процесса, ждет новый виток – «разбор полетов». И сами родители «выгорают», находятся в зоне риска. А постоянное ощущение собственной виновности ребенком, невозможность скрыться от него ни в школе, ни дома только усугубляет положение вещей.

Страдает от этого и жизнь, и учеба. Можно ли жить и учиться в постоянном стрессе? Нет, нельзя. Можно ли быть постоянно внимательным, если у тебя отсутствуют, не созрели необходимые структуры в мозгу? Иногда можно, а чаще – нет. Порой ребенку просто нужно немного помочь, чаще фиксировать его внимание на том, чем он сейчас должен заниматься – во время учебного процесса, решения задачи и т.п. 

Лариса, мама ребенка с СДВГ (прим.: имя изменено), комментирует: «В четверти у нас выходят «двойки» по предметам. Возможно, выйдут и за год. Классный руководитель уже намекнула, что нам стоит уйти из школы или придется остаться на второй год. Я неоднократно объясняла ей про диагноз ребенка, про особенности его учебного процесса. Но учительница сказала, что это будет нечестно по отношению к другим детям, если она ему будет особое внимание уделять, тем более на проверочных работах. 
У нас вдобавок к СДВГ еще есть дислексия и дисграфия. Ребенок путает буквы в словах не потому, что он не знает тему или я ему дома не объясняла, – мы постоянно занимаемся! – а потому что его мозг так устроен. Есть отставание, задержка психического развития на год-два. 
Но нам ни одна комиссия ничего такого не поставит, а если и поставит, то никакой особой программы обучения для таких детей не существует. 
Менять школу? Это стресс для ребенка – новый коллектив. Да и будет ли там лучше? Оставаться на второй год, чтобы ему было легче справляться с программой? Мой ребенок очень рослый, он выше и крупнее даже своих сверстников, помимо всего прочего он будет еще и сильно выделяться среди младших детей. Что нам делать?». 

Что делать? 

Дети с СДВГ действительно становятся заложниками системы. Для медицины – ребенок совершенно нормальный, для школы – крайне неудобный, от которого нужно поскорее избавиться. Как поступать в этой ситуации? 

Проект «Внимание: непоседы» севастопольской региональной общественной организации «Нас много» направлен на поддержку детей с СДВГ и их родителей, информирование родительской и педагогической общественности о грамотном подходе к этому диагнозу. 

Руководитель севастопольского проекта «Внимание: непоседы», поддержанном Фондом президентских грантов, клинический психолог Светлана Боровая считает, что лучший выход в случае очень выраженных нарушений поведения и усвоения материала школьной программы – это домашнее обучение. Но если по каким-то причинам это невозможно (а причины могут быть разные, начиная от финансовой необходимости обоим родителям находится на рабочем месте в установленные часы), следует поменять ситуацию. Начать с разговора с учителем – объяснить ему, в чем смысл диагноза ребенка, какой подход к нему работает лучше всего, как можно помочь. Если же и это не работает, приступать к следующим шагам. «Кроме неудобных детей бываю неудобные учителя. Ведь учитель – тоже человек. Бывает, что учитель не умеет справиться с ребенком с СДВГ и не хочет расписываться в собственной некомпетентности. Родителя в школе нет, а учитель и ребенок есть. И виноватым становится ребенок, а заодно и его родители». – Объясняет Светлана Боровая. – «У другого учителя может быть другой подход, другое понимание – и сразу же и ребенок становится другим. Все зависит от подхода учителя. Бывали случаи, когда поменяли класс, школу – и куда что девалось? Ребенок учится, в коллективе отношение хорошее, все довольны». 

Сейчас в проекте «Внимание: непоседы» проводится поэтапная работа со 120 детьми с подозрением на СДВГ. Участники проекта поэтапно проходят тестирование по специальной методике. 20 детей из проекта уже завершают сеансы на БОС-тренажерах (системы биологической обратной связи), по необходимости проводятся семейные консультации психолога. К занятиям приступили также воспитанники Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Наш дом» - эти ребята тоже нуждаются в помощи в работе со своим диагнозом. К лету проект начнет групповые психокоррекционные занятия для детей с необходимыми к этому показаниями. 

«И помните: мы можем поменять ситуацию, ребенка мы поменять не можем». – Напутствует Светлана Боровая. – «Когда глобальные изменения по каким-то причинам невозможны, добивайтесь нормального отношения к своему ребенку. Будьте на его стороне. И не наказывайте. Вы же не будете кричать на ребенка, потому что он слепой, глухой или хромой? На ребенка с СДВГ кричать нельзя в принципе – это не только не работает, но еще и усугубляет проблему. Нужно уделить ему еще больше внимания. А от учителя ничего, кроме как позитивное внимание к ребенку, и не требуется. Немного внимания и индивидуальный подход».

Узнать подробнее о проекте «Внимание: непоседы» можно в социальных сетях СРОО «Нас много» и партнера проекта СРОО «Севастопольские мамы», а также по хештегу #вниманиенепоседы  

Точка зрения авторов может не совпадать с позицией редакции





Все новости Севастополя на сегодня
Севастополь

«Масштабное строительство». В Севастополе возводят три крупных объекта

АТК Севастополя назвала фейком введение в России режима «Антитеррор» с 28 апреля

«Масштабное строительство». В Севастополе возводят три крупных объекта

«Хлеб всему голова». Как в Крыму и Севастополе изменились цены на хлеб?

В Севастополе высадили 10-миллионное дерево в рамках акции "Сад памяти"



Другие новости Севастополя

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев
Москва

Собянин рассказал о строительстве электродепо «Южное» для Замоскворецкой линии



Персональные новости
Андрей Рублёв

«Рублев отдохнул психологически и в Мадриде показывает качественный теннис» — Тарпищев


Севастополь на Russian.city

Здоровье в Крыму


Симферополь

Литературно-поэтический час «Ушла на фронт ещё девчонкой...»


Другие города Крыма


Moscow.media
Севастополь

Февраль и Фиолент.




SevPoisk.ru — паблик новостей Севастополя и других городов Республики Крым в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, гео-отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. SevPoisk.ru — ваши новости сегодня и сейчас в Севастополе, объявления, аренда квартир, отели, санатории, отдых в Крыму, квартиры от владельцев, выгодные предложения.

Опубликовать свою новость в любом городе и регионе России и Украины можно мгновенно — здесь.


Новости Крыма


Спорт в Крыму




Экология в Крыму


Все города России от А до Я