SevPoisk.ru — новости в Севастополе и Республике Крым онлайн 24/7

«Ихтиозавр» и другие. Электрические торпеды – новые и старые

«Ихтиозавр» и другие. Электрические торпеды – новые и старые
Торпеды «Ихтиозавр». И их погрузка на ПЛ проекта 06363 в Севастополе.
25 января 2021 года в «Военно-промышленном курьере» вышло интервью генерального директора Корпорации ТРВ Б. В. Обносова:

В 2020 году мы завершили госиспытания также первой российской электрической торпеды.

В СССР они выпускались, но с менее высокими ТТХ.

Сегодня первые серийные образцы новых электрических торпед уже поступили на вооружение ВМФ РФ.

Они значительно превосходят западные образцы по бесшумности хода, дальности действия, глубине погружения и дальности обнаружения цели системой самонаведения.

То есть заявлено:

- испытания завершены, идут серийные поставки на флот;
- якобы «превосходство по малошумности» над западными торпедами;
- якобы дальность у нашей торпеды «больше»;
- дальность обнаружения у нас, также, якобы выше.

Все это (кроме того, что серия «Ихтиозавров» пошла) неправда.

При этом необходимо понимать, что Обносов не просто топ-менеджер ОПК, а опытный ракетчик и руководитель, который реально делает дело и на работе пашет.

Обычно в выступлениях в СМИ Борис Викторович аккуратен и точен
. И объяснение такой публичной неправде по торпедам может быть только одно: дезинформация его самого от его подчиненных.

В первую очередь это относится к руководству ГНПП «Регион», о примерах «публичной амнезии» которого уже писалось в статье «АПКР «Северодвинск» сдан ВМФ с критическими для боеспособности недоделками».

Ранее по тематике «Ихтиозавра» автор статьи уже писал:

2012 год. Конкуренция даст эффективное вооружение.

2015 год. Получит ли флот «Ихтиозавр»?

2019 год. «Ихтиозавр» на финишной прямой.

2020 год. «Ихтиозавр» прошел Государственные испытания.

Но «вопрос Ихтиозавра» невозможно рассмотреть без общей обстановки в нашем торпедостроении в целом и электрическом торпедостроении в частности.

Начнем с интервью Главного конструктора «Ихтиозавра» – технического директора АО «Дагдизель» С. М. Асалиева (ссылка):

Завод «Дагдизель» представит на Международном военно-морском салоне торпеду УЭТ-1Э, созданную в рамках ОКР «Ихтиозавр». Об этом FlotProm рассказал исполнительный директор предприятия Султанахмед Асалиев.

По его словам, 533-мм торпеда превосходит разработку «Гидроприбора» – ТЭ2-02.

«Это полностью цифровое изделие, в ней очень много новшеств, и не обо всех из них можно открыто говорить, – сказал Асалиев. – Экспортная версия торпеды несколько скромнее по характеристикам, чем та, что мы предлагаем для отечественного заказчика».

По некоторым ТТХ «Ихтиозавр» действительно превосходит торпеду «Гидроприбора».

Речь идет, в частности, о большей дальности хода (максимальный показатель торпеды «Дагдизеля» – 25 км против 18 км у ТЭ2-02), более высокой скорости (50 узлов против 48) и лучшей дальности обнаружения подводных целей (до 3,5 км против 1,5). Кроме того, «Ихтиозавр» способен обнаруживать кильватерный след надводных кораблей со временем жизни до 500 секунд. Он также имеет возможность плавной регулировки скорости – в отличие от торпед «Гидроприбора».

Таким образом, заявлено о реальном достижении характеристик: скорости 50 уз на 25 км, радиуса реагирования 3,5 км и обеспечения обнаружения более чем 8 минутного кильватерного следа цели.

Проблема в том, что это выглядит хорошо только на фоне убогой и жалкой торпеды «Гидроприбора» ТЭ-2, а вот при сравнении с другими западными торпедами, оснований для бурной радости как-то не обнаруживается.

Примечание. По западным тяжелым торпедам (подлодок) еще в 2015 году автором (на основе некоторых собственных аналитических работ) была написана для «Арсенала Отечества» статья «Об облике современных торпед подводных лодок». По уровню и комплексности рассмотрения тематики близкие аналоги этой статьи просто отсутствуют. Ссылка на нее на «ВО».

Также стоит упомянуть статью в журнале «Экспорт вооружения» «Отечественное торпедное оружие на мировом рынке» (она же на сайте «ВО»).

Статья неидеальна, есть некоторые неточности (весьма небольшие), но с учетом специфики темы и обстановки, вряд ли в среднесрочной перспективе в публичном виде появится более глубокая работа.


Кратко, нашим торпедам свойственны следующие проблемы и особенности.

Первое. Дальность (хода) торпед


Воспользуемся таблицей транспортных характеристик торпед статьи «Об облике современных торпед подводных лодок» и добавим УЭТ-1Э:


Очевидно, что современные западные торпеды УЭТ-1Э не только не превосходят, но как минимум двукратно проигрывают (таким образцам как DM2A4, F21). При этом необходимо учитывать то, что УЭТ-1Э имеет вес много более западных 53-см торпед.

Соответственно, если их «догрузить» батареями до веса УЭТ-1Э (де-факто это уже сделано в DM2A4ER), то отставание по ТТХ нашей «новейшей» торпеды будет просто разгромным. Причем ДМ2A4 (в том числе батарея и двигатель) – разработка еще начала 2000-х гг.

Что касается 22 километров дальности итальянской Black Shark (на 52 узлах), то это обеспечивается единой боевой/практической литий-полимерной батареей (подробнее о ней ниже). При установке же батареи Al-AgO Black Shark получает те же 50/50 (километров на узлы), как и на F21.

Причина такого огромного отставания отечественных электрических торпед – допотопные батареи, и фактически полное отсутствие работ по реальной перспективе. Даже в распиаренной «суперторпеде XXI века» (а по факту – афере) «Ломонос» «Гидроприбор» предлагал применение батареи, конструкция которой была разработана в США в середине XX века (но в максимальной комплектации – по допустимым габаритам) и от использования которой на Западе отказались еще в конце 60-х годов.

На круглом столе по морскому подводному оружию («Армия-2015»):

«Крайне острую тему поднял в своем докладе технический директор ЗАО «Электроисточник» Смольков С.В., – полное отсутствие современных НИОКР по перспективным батареям торпед (как боевым, так и практическим).

Фактически сегодня технический уровень используемых ВМФ батарей соответствует западным пятидесятым-шестидесятым годам прошлого века (водоактивируемая батарея с открытым циклом, конструкцию которой мы заимствовали с американской торпеды Mk44 конца 50-х годов).

Более того, такую батарею «Гидроприбор» хотел применить и в перспективном изделии «21 века»!

Батареи торпед – один из наиболее критических вопросов отечественного торпедостроения.

И без соответствующего государственного финансирования и постановки задачи эта проблема решена не будет».

Замечу, что реакция на это выступление представителей ВМФ на круглом столе была:

- Это «не наши проблемы», вот пусть Минпромторг этим и занимается.

По батареям Al-AgO у нас, вообще, была только экспериментальная установка в ЦНИИ им. Крылова (причем о которой, за давностью лет, все уже успели забыть).


Сознаются ли эти проблемы отечественными специалистами?

И да, и нет. Ниже об этом подробнее.

Но сначала немного истории.

«Гидроприборовцы» к.т.н. И.М. Соболев, д.т.н. Е.Л. Кабанец, к.т.н. С.К. Егоров, В.Д. Обляпин, Б.А. Казнаков, Н.П. Островский «Этапы и проблемы развития торпедного оружия»:

К концу 60-х годов институтом ВНИАИ были разработаны аккумуляторы в торпедном исполнении на основе серебряно-цинковой щелочной электрохимической системы.

По удельным параметрам и эксплуатационным качествам батареи с такими аккумуляторами вдвое превосходили свинцово-кислотные.

При достаточно высоких удельных параметрах (60...80 Вт.ч/кг) батареи такой электрохимической системы все же имели существенный недостаток – срок хранения в приготовленном состоянии составлял 15–30 суток, что явно недостаточно при использовании в боевых торпедах.

Здесь стоит отметить, что такие батареи в боевых торпедах все-таки применялись у нас, и массово.

Торпеда СЭТ-53М (подробнее «Торпеда СЭТ-53: советская «тоталитарная», зато настоящая»), со всеми проблемами ее эксплуатации в масштабе флота, связанными с необходимостью практически ежемесячной (максимум 3 месяца) замены этих торпед в боекомплекте и их переприготовления.

В конце 50-х – начале 60-х годов:

ЦНИИ «Гидроприбор» совместно с предприятиями ВНИАИ и ВНИИТ были разработаны одноразовые источники тока серебряно-цинковой электрохимической системы, в которых использовались сухозаряженные элементы с раздельным хранением электролита.

Конструкция… обеспечивала индивидуальную заливку каждого элемента из ампулы, расположенной сверху.

Это батареи типа А-187М, А-455, А-222У, которые входили в состав ЭСУ (электрических силовых установок) торпед СЭТ-65, ТЭСТ-71М, АТ-2, АТ-2УМ и АТ-2М.

Срок хранения таких батарей составляет 8 лет.

Примечание. В связи с очевидно недостаточным назначенным сроком службы таких батарей проводились серьезные работы по его увеличению, порядка до 13 лет. Далее начинались серьезные проблемы. По «электрической части» (для интересующихся) они были достаточно подробно описаны в ряде публичных работ украинских специалистов (по продлению торпед ВМСУ). Однако проблема глубже и серьезнее, – реальный «шлагбаум» для старых батарей был заложен в электромеханической системе управления торпед. Из-за тяжелого электродвигателя у наших торпед центр тяжести смещен в корму, соответственно при увеличении времени взводимости старой батареи, не только резко увеличивался «стартовый мешок», но торпеда начинала «валиться на корму». Дальше – гироскопы «садились на рамку», с потерей торпедой стартовой системы координат. В результате чего имелись даже случаи наведения на наши стреляющие ПЛ собственных (старых) электроторпед.

Отдельно необходимо сказать о проблеме безопасности электроторпед с возимым электролитом (ампульной заливкой). Пишет бывший заместитель начальника Управления Противолодочного вооружения ВМФ Р.А. Гусев:

В мае 1968 года погибла американская атомная подводная лодка «Скорпион»...

Американские специалисты тогда уже знали, что причиной гибели лодки явилась несанкционированная активация силовой батареи электрической торпеды МК-37, приведшая к разогреву торпеды и взрыву ее боевого зарядного отделения.

Из боекомплекта американских кораблей были исключены все электрические торпеды с батареями разового действия…

Американцы сделали ставку на тепловую торпеду МК-48 и делали ее с каким-то неистовством: модернизация за модернизацией, масса контрольных стрельб, наворот за наворотом…

Нас бог миловал. «Горячих» торпед на подводных лодках мы имели предостаточно (МГТ-1, САЭТ-60). И не только на подводных лодках. В середине семидесятых годов на БПК «Бойкий» произошло даже возгорание двух боевых торпед СЭТ-65, которые были немедленно выстрелены. Корабль находился в Атлантике под наблюдением американского авианосца «Гермес»…

Причиной явились грубейшие нарушения инструкции эксплуатации торпед…

Батареи горели. Как они горят – лучше не видеть.

Ниже к вопросу безопасности мы еще вернемся. С акцентом на день сегодняшний.

Следующий шаг в торпедной электроэнергетике (1970–1980 гг.) создание нового поколения источников тока – водоактивируемых (ВХИТ).

В таких источниках тока в качестве электролита используется забортная морская вода. Анодным материалом ВХИТ является специальный сплав на основе магния, а катодным – хлорид серебра. Впоследствии катодный материал заменен на хлорид меди.

Эти работы позволили резко сократить использование дефицитных материалов (серебра). ВХИТ обладают более высокими, по сравнению с одноразовыми источниками тока серебряно-цинковой системы, удельными параметрами (100.. .120 Вт.ч/кг), простотой конструкции и удобством в эксплуатации.

Срок хранения ВХИТ… составляет сейчас 10–15 лет.


Конструкция ВХИТ торпеды ТЭ2 (практически полностью заимствована с УСЭТ-80)

Отечественным ВХИТ присущ такой недостаток, как зависимость разрядных характеристик, а следовательно и мощности ЭСУ, от района использования (соленость и температура забортной морской воды).

Это связано в первую очередь с тем, что при разработке конструкции ВХИТ на первом этапе работ была принята простейшая гидравлическая схема с открытой проточной системой вместо полузамкнутой системы с автоматическим устройством поддержания электропроводности электролита на заданном уровне.

Увы, грустная ирония этих слов специалистов в том, что принятая на первом этапе простейшая схема так и осталась для нас единственной и неповторимой (напоминаю, даже в «Ломоносе XXI века» «Гидроприбор» собирался ее повторить).

При этом на ряде театров и районов применение торпед с нашими ВХИТ невозможно. Например, на Балтике им просто не хватает солености.


Слева: полузамкнутая схема итальянской торпеды А-244 (ничего такого у нас нет), справа: экспериментальная батарея Al-AgO в КГНЦ (2007 г.)

Фактически единственным типом практических батарей для торпед в ВМФ являются серебряно-цинковые, с уже залитым при приготовлении электролитом. Батареи эти хорошо освоены, однако имеют ограниченный срок пригодности в залитом состоянии (несколько месяцев) и очень малое количество выстрелов, которое можно провести ими за это время.

Попыткой захода в эту тематику с литийионной батарей у нас стала минпромторговская тема «Лион», о которой жестко писалось в статье «Это мы ещё посмотрим!» О значении СМИ и публичной огласки «острых» вопросов».


У читателя может возникнуть логичный вопрос:

«Что, вообще, у нас происходит?!»

Вопрос непраздный. То, что было выше – «цветочки».

А теперь «ягодки».

«Просто документ» – Решение Арбитражного суда от 28 октября 2015 г. по делу № А40-110983/2015. Фактически это цитата документа № Ю/1-29 ан. дсп. от 28.11.2014 г. военной прокуратуры Северного флота:

ОАО «Концерном «МПО-Гидроприбор» в рамках проведения ОКР «Кант» были проведены испытания двигателя ДП-31У на его работоспособность после истечения сроков службы с продлением его на 15 лет …

Замена двигателя ДП-31У на старых изделиях 2503 на новый двигатель ЭПВ-390 нецелесообразна, указанная замена ведет к неоправданному увеличению стоимости контракта и дополнительным бюджетным расходам.

По мнению разработчика изделия 2503, ОАО «Концерну «ПМО-Гидроприбор»… необходимо лишь произвести смазку…

Торпеды УСЭТ-80 укомплектованы цифровыми автоматами ЦА28-05, ЦА28-08, блоком приборов управления Б-21, рулевыми машинками (РМ), головными отсеками с модулями аппаратуры самонаведения, другими блоками, в которых применены ЭРИ с истекшими сроками службы.

Комплектующие с наличием ЭКБ подлежат однозначно замене или переаттестации исключительно силами заводов-изготовителей.

Итак, в 2015 году военная прокуратура Северного флота, «выкручивает руки» исполнителю (причем заведомо срывая ГОЗ и обеспечение торпедами флота) требованием

«переаттестации исключительно силами завода-изготовителя».

Вот этот завод (по системе управления изделием):

Публічне акціонерне товариство «Науково-виробниче об'єднання «Київський завод автоматики».
Поштова адреса та місце знаходження: вул. Старокиївська, 10, м. Київ, 04116, Україна

Подчеркну, дело происходит в 2014–2015 годах!

Более того, автор уверен, что соучаствовавшие в этом сотрудники прокуратуры СФ все прекрасно понимали. Поэтому и «ДСП» на их документе поставлен сознательно. Крайне затруднить возможность обжалования их действий (для «особо бдительных» – документ находится в открытом публичном доступе в базах Арбитражных судов).

А вот матчасть, о которой идет речь (ссылка).


И рулевые машинки (ссылка).


Да, это выглядит как нереальный бред.

Военная прокуратура Северного флота в 2014–2015 гг. требует привлечения к ремонту торпед боекомплекта предприятий и специалистов Украины! Причем требует абсолютно незаконно, ибо для таких случаев предусмотрен штатный «запасной вариант»:

«организация головная по виду деятельности в РФ».

И смысл (а точнее умысел) в этой «дичи» на самом деле есть.

«Интерес».

Ибо сохранение ДП-31У однозначно требует замены крайне дорогой батареи одноразового действия (что, очевидно, и лоббировалось).

А вот установка современного двигателя ВДПМ (что предлагал «Дагдизель») позволяла не только продлить срок службы торпеды УСЭТ-80 со старой батареей, но и открывала возможность в последующем ее эффективной модернизации (так как старый двигатель ДП-31У имел просто жуткий уровень помех, накладывавший значительные ограничения на новую аппаратуру, а огромное падение его КПД делало бессмысленным применение новых мощных батарей).

И еще одна «вишенка».

Серийный выпуск древнего (главный конструктор которого умер в 1969 году) ДП-31У «Гидроприбором» возобновлен, технологии «воссозданы». И, более того, данный «предмет антиквариата», должен устанавливаться и на якобы новые торпеды «Кант», которыми «Гидроприбор» мечтает осчастливить флот.

Уже неоднократно писалось, но это стоит ещё раз повторить. Про ССН «Канта» специалисты и экс гендиректор «Гидроприбора» заявляли дословно:

«Мы завершаем работы, начатые в конце 80-х гг.»

Батарея «Канта» – фактически американская конструкция середины 40-х гг. прошлого века, главный конструктор двигателя умер в 1969 году.

Телеуправление? Как говорится,

«не будем использовать боцманские обороты»,

а без них точно об этом ведь не скажешь.

Добавим, есть основания полагать, что у «Канта» (который «очень настойчиво предлагается» флоту) не было вообще ни одного выстрела в боевой комплектации (с боевой батареей). Разработчик упорно возил на испытания торпеды с двумя практическими батареями (отдельно для аппаратуры и двигателя. Причина – «наводки» от двигателя на аппаратуру, которые они никак не могли «победить»). Только вот у боевой торпеды батарея одна (как и у всех нормальных практических торпед, кроме «Канта») с отдельным отводом для приборной цепи.

Подробнее – «Получит ли флот «Ихтиозавр»?»

Есть примеры «банальнее»:

10.08.2015 г. Челябинский завод «Уралэлемент» будет выпускать торпедные батареи для кораблей и подводных лодок Военно-морского флота России.

Ранее этими комплектующими снабжала украинская компания «Луганские аккумуляторы»…

К середине осени завод собирается увеличить производство до 11–12 батарей в год в соответствии с контрактом, сообщает ТАСС.

Точная сумма контракта и сроки поставок неизвестны, но директор завода обмолвился, что в производство вложено более 200 миллионов рублей.

Формально это «импортзамещение» (на него же деньги дают!).

Только вот зачем «импортозамещать» давно устаревшие изделия разработки конца 50-х – начала 60-х гг., если уже есть новые и современные? То кчть вместо того, чтобы провести быструю модернизацию кораблей под «Пакет», было устроено «освоение бюджетных средств» на древних и давно утративших боеспособность торпедах и их батареях.

При этом однозначно на небезопасных батареях. Конструкцию и технологию выпуска таких батарей на их изготовителе в СССР – Луганском аккумулятором заводе очень долго доводили, с целым рядом серьезных аварийных случаев на флоте с этими батареями. Поэтому наличие торпед СЭТ-65 с новыми аккумуляторами, например, в торпедных аппаратах БПК проекта 1155 в жарких условиях южных морей, мягко говоря, напрягает (как и их соседство с древними 53-65К).

Повторюсь – это все при наличии более-менее доведенного, безопасного «Пакета», имеющего весьма высокую боевую эффективность (в отличие от небоеспособных «торпедных дров» СЭТ-65).

Причем все это не вина директора «Уралэлемента». Отзывы честных и ответственных специалистов о нем вполне положительные. Просто он

«действовал в рамках сложившейся системы»

(хотя правильнее весь этот «торпедный треш» было бы назвать «антисистемой»).

А что же у так называемых партнеров?

Основной тип боевых батарей – Al-AgO, с которыми современные западные электрические торпеды превзошли по транспортным характеристикам тепловые (на унитарном топливе), ВХИТ с полузамкнутым циклом (A-244 и Stingray). Для старых типов торпед до сих пор применяются заливные СЦАБ (например, для торпеды Mk37, так как замена ЭСУ на тепловую для ПЛ с самовыходом торпед невозможна ввиду того, что в трубе торпедного аппарата будут оставаться ядовитые газы).

В последнее время обозначилась тенденция создания универсальных (единых боевых и практических) литий-полимерных батарей (например, торпеда Black Shark). Несмотря на фактически двукратную потерю в дальности (от батарей Al-AgO), смысл таких батарей в обеспечении большого количества практических торпедных стрельб (Black Shark более 100) с минимальной стоимостью для максимально эффективного освоения личным составом торпедного оружия.


Универсальная литий-полимерная батарея торпеды Black Shark.

Второе. Малошумность


Сначала просто цитата (ссылка):

Причины развития электрических торпед в европейских странах (Mk-24, DM2, SUT, F-17 и т.д.) – меньшая шумность (в сравнении с тепловыми), возможность скрытной атаки, «тихого убийства».

Однако к нашим электрическим торпедам малошумность ни в коей мере не относилась.

Более того, они гремели ощутимо громче западных тепловых.

Да, шумность УЭТ-1 значительно ниже той же УСЭТ-80. И здесь и возможность плавного изменения хода (вплоть до малошумного малого, – с надежным сохранением управляемости сильно переутяжеленного изделия), и малая виброактивность нового двигателя ВДПМ, и повышенная точность изготовления деталей.

В числе прочего это позволяет на малошумном ходу существенно увеличить дальность обнаружения (до «значений близких к рекордным»).

Только вот «одно но».

Заявления о «превосходстве в малошумности» над западными торпедами, мягко говоря, не имеет под собой оснований. Да, по широкополосным шумам, скорее всего, на малых скоростях мы будем близки.

Проблема в том, что уже много десятилетий определяющим является уровень не широкополосных, а узкополосных шумов.

А в нашем торпедостроении отношение к этой проблеме как в «детском садике» («я в домике»): их, как правило, просто не меряют! Или меряют («для себя»), но в документы пишут широкополосные.

При этом одновременно в специальной открытой литературе (общедоступной) обсуждаются такие эксклюзивные вопросы узкополосной шумности торпед, как «текущая диагностика работы механизмов торпеды» в близком к реалтайму режиме по ее узкополосным шумам.

Таким образом, то, что у нас там «лес едет» (с «пиками» большого превышения «выбросов» дискрет над широкополосными шумами), знают все специалисты. Однако делают вид что «они в домике».

Ниже приведены фотографии хвостовых частей торпед «Ихтиозавр» (РФ), DM2A4 (ФРГ), Black Shark (Италия):


Очевидно, что «Ихтиозавр» в значительной мере сохранил конструктивные решения по «хвостушке» торпеды УСЭТ-80, с которыми не может быть и речи о достижении уровней скрытности новых западных торпед.

Особо подчеркну, обвинять в этой «недоработке» разработчиков «Ихтиозавра» нельзя.

Они и так делали 102 % возможного для уменьшения шумности в условиях крайне бедного финансирования и тяжелейшей общей организации ОКР. Но и заявлять о якобы «превосходстве» над западными торпедами неверно и неправильно (в том числе потому что осознание своих недостатков – первый шаг к их исправлению).

Третье. Системы самонаведения и телеуправления


Крайне скандальный для нашего торпедостроения факт состоялся в декабре 2018 года. Вьетнамские рыбаки поймали практическую торпеду китайского производства (скорее всего Yu-9).


Из статьи в «НВО» «Торпеды великого соседа» :

Создание к 2004 году торпеды Yu-6 стало безусловным успехом китайских разработчиков и вывело их на уровень самых современных требований к этому оружию… Данные по последующим китайским тяжелым торпедам Yu-8 (2006), Yu-9 (2012) и Yu-10 (2014) разнятся и не имеют достоверной привязки к конкретным образцам.

Вместе с тем имеется достоверная информация о создании электрической малошумной торпеды (внешне близка к торпедам Black Shark и F21).

Впервые новая торпеда «попала в кадр» при посещении председателем КНР Си Цзиньпином атомной ПЛ в 2018 году. Очевидно, эта же торпеда выловлена вьетнамским рыбаком в конце 2018 года.

При этом в китайских СМИ упоминалось что «электрическая торпеда поступила в эксплуатацию в 2012 году», а также указывалось о внедрении оптоволоконного телеуправления в торпеды с 2010 года.

Можно предположить, что Yu-8 с учетом года ее создания (2006) является турбинной, скоростной версией торпеды Yu-6, Yu-9 – электрической торпедой, а Yu-10 – глубокой модернизацией Yu-6.

С учетом просто антикварного уровня нашей ТЭ2 (ранее поставленных РФ Вьетнаму в боекомплект ПЛ проекта 6363), у инзаказчика возникли очень серьезные вопросы по тому, какие «торпедные дрова» ему «впарили»…

Ситуация реально очень скандальная, с потенциальными крайне нехорошими последствиями для нашего военного экспорта. И первоначально были шансы, что меры по экстренной доработке и устранению критических недостатков наших экспортных торпед будут предприняты.

Однако скандал «погасили». И у нас (ибо сразу возникли жесткие вопросы по должностным лицам, соучаствовавшим в афере по поставкам Вьетнаму «торпедных дров»).

Инзаказчик? А он остался с очень нехорошими вопросами в отношении нас. В первую очередь по крайне низкому уровню системы самонаведения (ССН) и телеуправления (ТУ) торпед ТЭ2.

Безусловно, сам факт того, что основной ССН торпед ВМФ (и фактически единственной экпортной – ТЭ2) до сих пор является аппаратура, скопированная с американской торпеды 1961 года (выловленной в море в 1965 году), выглядит просто как нереальный бред. Увы, это факты, а «дичь» заключается в том, что некоторые наши разрабочики этим еще и умудряются гордиться.

Из их юбилейного издания («60 лет ЦНИИ «Гидроприбор»), дословно:

«Радовали своими успехами… самонаведенцы, …завершающие свой цикл натурных испытаний торпеды «Колибри» (изделие 294 калибр 324 мм, 1973 г) с ССН, воспроизведенной на отечественной элементной базе…

Эта ССН «Керамика» побила все рекорды долголетия.

Практически не осталось ни одной торпеды, где бы при модернизации в качестве противолодочной ССН не была установлена эта ССН».

При этом «Гидроприбор» не смог провести даже сколько-нибудь серьезной модернизации «Керамики».

Это сделал ТНК «Дастан» (Киргизия). А фактически наши разработчики, с нормальной оцифровкой ССН, внедрением новых сигналов и обеспечением уверенной работы в мелком море. Реальный радиус реагирования ССН практически удвоился. Более того, по результатам этой работы были найдены решения, обеспечивавшие массовую модернизацию всех торпед с «Керамикой» в ВМФ путем замены кассет (причем в условиях флотов). Было выполнено 8 успешных выстрелов торпедами с этой ССН, и «тему похоронили».


Если бы у летчиков кто-то предложил вооружить Су-57 ракетой «воспроизведенной на отечественной базе» со сбитого во Вьетнаме «Фантома», ему однозначно посоветовали бы заново пройти военно-врачебную комиссию. С психиатром. Однако на «доблестном ВМФ» древние «торпедные дрова» УСЭТ-80 с «Керамикой» (и более старой ССН «Водопад») на «новейших» АПКР проекта 955 «Борей» считаются «в порядке вещей».

Выше приведенные слова разработчика по «Керамике» опубликованы почти полтора десятка лет назад. Недавно был очередной юбилей (75 лет). В книжке радостно о «Керамике» уже не писали. Однако на военно-морском салоне МВМС-2019 «Керамика» представлялась (на торпеде ТЭ2). Причем при просмотре фотографий МВМС-2019 обнаружились несколько интересных снимков (с портала «Бастион ВПК»).


На фото идет активное обсуждение между Обносовым Б.Н., Крыловым И.В. («Регион») и Тихоновым Г.Б. («Гидроприбор») как раз «проблемных вопросов Ихтиозавра». «По матчасти» – на снимках наши тяжелые торпеды УГСТ и ТЭ-2 (с комментариями по их ТУ на врезках).

Г.Б. Тихонов – старый и опытный торпедист, очень сильный профессионал. Совсем недавно его не стало… И, помянув его, честным и правильным будет сказать об этом человеке «как есть».

Автор был лично хорошо знаком с ним с 2003 года. Бывало разное. Например, статья «Пример необоснованной критики», одним из подписантов которой был Глеб Борисович. При том, что мою статью «Морское подводное оружие: проблемы и возможности» в двух частях – часть 1 и часть 2 он читал еще до ее публикации. И сколько-нибудь серьезных возражений у него не было.
Когда читал, не было. А после:

«Я же не подумал, что ты решишь ее напечатать!»

Указанные статьи – это 2010 год. Как и мой «ответный выстрел» на «Ответ гидроприбора» – «Морское подводное оружие-2: аргументы и факты». Однако они до сих пор актуальны (в том числе, чтобы сопоставить ситуацию «сегодня и десять лет назад»).

Вспомнив о Г.Б. Тихонове, нельзя не сказать о том, что он был участником работ по «Курску». И именно он (за подписью «торпедист Иванов») дал в СМИ информацию о наличии на обломках практической торпеды 65-76А следов локального высокотемпературного воздействия. Совесть не позволила ему смолчать.

После разговора с Обносовым и Крыловым переговорил с Глебом Борисовичем:

- У «Ихтиозавра» есть проблемы…!

- Безусловно, это сложная техническая система, которая, несмотря на значительную положительную статистику успешного применения, не прошла необходимого объема испытаний. Соответственно недоработки там есть. Просто потому, что в этих условиях их не может не быть. Кстати, было бы очень полезно провести сравнительные испытания с «Кантом». Я даже наброски их программы и методики делал. Всё по-честному. В том числе с максимально близким к реальному и «жестким» применением СГПД.

- «Кант» и «Ихтиозавр» нельзя просто так сравнивать друг с другом!

- Ну вот, Глеб Борисович, Вы сами все и сказали… Одни готовы и жаждут сравнительных стрельб, а другие – как зайцы, от них пытаются уклониться.

Говоря о заведомо недостаточной статистике испытаний (стрельб), стоит вспомнить слова опытного флотского торпедиста, экс-начальника отдела эксплуатации торпед института оружия ВМФ Л.М. Бозина «Цена торпедного расчета. Для обеспечения боеспособности ВМФ важна стоимость испытаний и стрельб»:

Серьезный недостаток при разработке торпед в СССР – малый объем испытаний, в результате чего данный вид вооружения выпускался с серьезными изъянами.

Массовое использование торпед в ходе боевой подготовки являлось по сути дела продолжением государственных испытаний.

В первые пять-шесть лет освоения этого оружия флотом обнаруживаются серьезные недостатки и производятся различные доработки, в том числе для достижения заявленных при разработке технических характеристик. Примеров тому масса.

Когда американцы разрабатывали Мк-48, то в ходе испытаний произвели более тысячи выстрелов, благодаря чему обнаружили и устранили все недостатки, и запустили в серию.

Наш же аналог этой торпеды – УСЭТ-80 имел чуть более ста испытательных выстрелов. Потому, наверное, и родился, несмотря на 15-летний срок разработки, недоношенным с шестью острыми проблемами.

В случае «Ихтиозавра» все еще более усложнилось интригами, «подставами» и далеко не всегда добросовестной конкуренцией.

В заявлении Б.В. Обносова прозвучало якобы

«превосходство по дальности обнаружения»

у нашей новой торпеды. Однако все гораздо сложнее.

Говоря о дальности самонаведения, необходимо «уточнить терминологию».

Во-первых, у специалистов в ходу термин «радиус реагирования» системы самонаведения (Rссн). А во-вторых, (и это главное) сегодня Rсс





Все новости Севастополя на сегодня
Севастополь

Культурное путешествие vs культурный туризм: pros & cons

На окружном полуфинале конкурса «Это у нас семейное» Калмыкию представляют четыре семьи

Семья Корниенко из Калмыкии вышла в финал конкурса «Это у нас семейное»

Поисковики Ямала прибыли в Шолоховский район Ростовской области для участия в экспедиции

Видеоблогер Михаил Касперов погиб в ДТП в Севастополе



Другие новости Севастополя

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев
Севастополь

Губернатор Развожаев: силы ПВО поразили воздушную цель в акватории у Севастополя



Персональные новости
WTA

Кудерметова и Хао-Чин вышли в финал турнира WTA в Штутгарте в парном разряде


Севастополь на Russian.city

Здоровье в Крыму


Симферополь

Литературная гостиная «Так хочется жить», к 100-летию со дня рождения В.П. Астафьева, русского писателя.


Другие города Крыма


Moscow.media
Севастополь

В России хотят оборудовать детские лагеря укрытиями от беспилотников




SevPoisk.ru — паблик новостей Севастополя и других городов Республики Крым в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, гео-отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. SevPoisk.ru — ваши новости сегодня и сейчас в Севастополе, объявления, аренда квартир, отели, санатории, отдых в Крыму, квартиры от владельцев, выгодные предложения.

Опубликовать свою новость в любом городе и регионе России и Украины можно мгновенно — здесь.


Новости Крыма


Спорт в Крыму




Экология в Крыму


Все города России от А до Я