Общественность встревожена стихийными свалками Севастополя
В редакцию ФАН обратились представители общественного движения «Стопхлам» с информацией о свалках строительного мусора в Севастополе и окрестностях.
В редакцию ФАН обратились представители общественного движения «Стопхлам» с информацией о свалках строительного мусора в Севастополе и окрестностях. Проблема обострилась из-за увеличившихся темпов строительства в городе федерального значения. Как решаются вопросы вывоза, утилизации и соблюдения правил обращения с отходами, выяснял корреспондент ФАН.
Свалки отслеживает ГЛОНАСС
В Севастополе 10 марта 2020 года было принято постановление № 63-ПП «Об утверждении Порядка перемещения отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунта, на территории города Севастополя».
П.1.4. документа гласит: «Целью процедуры выдачи разрешения на перемещение отходов на территории города Севастополя (далее ― разрешение на перемещение отходов) является недопущение образования стихийных свалок». Отдельным пунктом документа (2.3) предписывается, что все транспортные средства, осуществляющие перемещение вышеперечисленных видов отходов и материалов, обязательно должны быть оборудованы аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS.
Посыл документа прост и понятен — перемещение отходов только с лицензией и только с аппаратурой слежения. Однако, судя по количеству несанкционированных свалок строительных отходов, видимо, не все соблюдают нормативные требования.
В интервью ФАН директор компании «ГЛОНАСС-Крым» Олег Северненко заверил, что все предписания выполняются.
«Нами обрабатываются и передаются в департамент ЖКХ Севастополя все материалы спутниковой навигации по оборудованным транспортным единицам. Также выполняются все заявки, поступающие в компанию на установку средств навигации системы ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS. Отрабатываются также запросы по заданным параметрам или датам».
ФАН выборочно проверил информацию, предоставленную активистами «Стопхлам». Корреспондент посетил две точки скопления строительных отходов в районе Камышовой бухты Севастополя.
Одна свалка обнаружена возле строящегося жилого комплекса, вторая — в окрестностях маяка, установленного в бухте.
Визуально заметно, что отходы накапливались какое-то время. Кроме строительных камней и обломков бетонных конструкций, имеются также скопления покрышек, оконных рам и некоторое количество бытовых отходов.
Пока материал готовился к выпуску, активисты общественной инициативы «Стопхлам» дополнили результаты своего расследования новыми данными о наличии несанкционированных свалок различного вида отходов. Координаты будут переданы профильным структурам для проверки предоставленной информации.
Как следят за обращением с отходами
В ответе на запрос ФАН департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя сообщил, что работа по выявлению и принятию мер к нарушителям правил обращения с отходами и нарушениям природоохранного законодательства проводится на постоянной основе.
«За текущий период 2020 года Севприроднадзором проведено 294 контрольно-надзорных мероприятия в сфере обращения с отходами: три проверки юридических лиц, 180 обследований объектов и территорий по обращениям и заявлениям граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления и информации СМИ, 43 рейдовых мероприятия, возбуждено 46 дел об административном правонарушении и проведении административного расследования, принято участие в проверках прокуратуры ― 22», ― проинформировали в ведомстве.
Кроме того, в 2020 году предъявлено требований о возмещении вреда из-за размещения отходов на общую сумму 18 млн 829,8 тыс. руб. Вынесено 174 постановления с наложением штрафов на виновных лиц общей суммой 3 млн 112 тыс. руб. Также ведется профилактическая разъяснительная работа. Информация о нормативах и правилах обращения с отходами, а также изменения и дополнения к нормативно-правовым документам размещаются на официальном сайте Севприроднадзора. Отрабатываются обращения граждан и общественных организаций по фактам нарушений.
Департамент городского хозяйства города Севастополя также прокомментировал запрос ФАН о мерах, принимаемых по выявлению, недопущению, а также правилам обращения со строительными отходами на территории города.
«Все транспортные средства, участвующие в перемещении строительных отходов, в обязательном порядке оборудованы системой ГЛОНАСС, передающей данные о своем передвижении в государственную информационную систему города Севастополя «Региональная навигационно-информационная система города Севастополя». С помощью системы ГЛОНАСС происходит отслеживание передвижения от объекта образования отходов до места утилизации или обезвреживания».
Ведомство проинформировало, что в настоящее время в РНИС города Севастополя зарегистрировано 175 транспортных средств 27 организаций, которые на законных основаниях, имея лицензию, осуществляют транспортировку строительных отходов и грунта. Кроме того, подтверждена обязательность заключения договора на обращение с отходами строительными организациями при производстве строительных работ, так как это предусмотрено соответствующим разделом проектной документации на строительство.
Переработка опасных отходов
Генеральный директор ООО КП «Крымэкотехсервис» Евгений Круглов рассказал в интервью корреспонденту ФАН о работе предприятия по переработке опасных отходов, в том числе строительных отходов различного класса опасности.
«Компания имеет лицензии на работу с отходами I–IV классов опасности: на транспортировку, переработку и утилизацию. На территории предприятия имеется сертифицированная печь для утилизации отходов методом высокотемпературного пиролиза. При этом утилизация происходит без выделения вредных выбросов. Мы работаем с несколькими подрядчиками. Опасные отходы, в том числе образовавшиеся в процессе строительства и реконструкции, мы перевозим своим транспортом. Для этого используется спецтранспорт и специально обученный персонал. Строительный мусор V класса опасности контрагенты привозят на территорию нашего предприятия своим транспортом», ― отметил он.
Комментируя наличие несанкционированных свалок строительных отходов на территории Севастополя и окрестностей, Круглов обозначил проблему в том, что не у всех подрядчиков проектно-сметная документация включает затраты на вывоз и утилизацию отходов строительства.
«В проектных документах заложена либо стоимость работ вообще без утилизации и без транспортирования, либо заложенная стоимость значительно ниже фактических затрат на производство данного вида работ. Были случаи в нашей работе, когда подрядчики обращались с жалобами на отсутствие средств в проектной документации на вывоз и утилизацию. Тогда мы рекомендуем внести изменения в смету работ. В такой ситуации подрядчик и не предоставляет отчетность о сдаче отходов. Соответственно, он будет обращаться к «черным» перевозчикам. И куда попадут отходы, заранее неизвестно», — посетовал руководитель ООО КП «Крымэкотехсервис».
Такая ситуация, по мнению экономистов и хозяйственников, может возникать из-за системы тендерных закупок. В ней определяющую роль играет стоимость производства проектных работ, что не всегда соответствует качественному исполнению. Желая получить подряд, исполнитель стремится выиграть конкурс, предложив наименьшую цену. А это, в свою очередь, ведет к мнимой экономии на качестве, в том числе в вопросах, связанных с удалением отходов как второстепенной процедурой, не относящейся к основным работам. В 2020 году в Крыму и Севастополе в связи с соответствующими изменениями в нормативно-правовых актах можно определять единого подрядчика для выполнения работ по проектам ФЦП. Данный норматив должен способствовать более продуманному выбору подрядной организации для производства работ с учетом соблюдения последним всех норм и правил.
Евгений Круглов, отвечая на вопрос корреспондента ФАН об объемах переработки строительных отходов предприятием, заметил, что они нестабильны по периодам.
Например, за последний месяц принято в работу порядка десяти тысяч кубических метров строительного мусора. Основной объем поступил с реконструкции проспекта им. Октябрьской Революции. Примерно такие же объемы были приняты и переработаны, когда шла реализация проекта по реконструкции Большой Морской улицы. А в отсутствие крупных объектов и объемы принимаемых отходов значительно ниже. По заверению гендиректора предприятия, неопасные дробленые отходы получают вторую жизнь в качестве вспомогательных материалов при проведении строительных работ.
«После дробления бетона и бордюрного камня получается вторичная песчано-щебеночная смесь, гранулы до 70 мм, которая покупается для подсыпки дорог и в качестве наполнителя при производстве бетона. Такой наполнитель прекрасно себя зарекомендовал, так как бетон производства советского периода имеет высокую плотность и отличное качество. Предприятие имеет соответствующие сертификаты на производимую продукцию, и такой товар пользуется спросом», ― рассказал Круглов.
ООО КП «Крымэкотехсервис» является одним из самых крупных, но не единственным предприятием такого профиля. И не только в Республике Крым, но и непосредственно в Севастополе.
Таким образом, необходимая нормативная база для предотвращения образования несанкционированных свалок, имеется. Транспорт для перевозки отходов — тоже. Система слежения за транспортными средствами (ГЛОНАСС) внедрена и используется. Контроль департаментом городского хозяйства города и Севприроднадзором осуществляется. Инфраструктурные объекты, которые могут обеспечить переработку и утилизацию отходов различного класса опасности, тоже присутствуют на рынке и готовы оказывать качественные услуги. Однако, несмотря на все принятые меры, несанкционированные свалки в Севастополе и окрестностях представлены «во всей красе».
Выражаем надежду на системную работу всех профильных ведомств и служб, которая позволит один из самых красивых и достойных городов не только Крымского полуострова, но и Российской Федерации, город-герой Севастополь, сделать образцово чистым.
Почетное звание города-героя Севастополь получил в награду за героическую оборону от фашистских захватчиков во время Великой Отечественной войны. Его воинская честь и слава являются примером для подражания.
Ранее ФАН рассказывал, что из-за праздничных выходных дней у коммунальщиков в крымских городах образовались мусорные залежи на контейнерных площадках.