Мы в Telegram
Добавить новость

SevPoisk.ru — новости в Керчи и Республике Крым онлайн 24/7

По следам святителя Луки (Войно-Ясенецкого) в Керчи

Приходы
17
По следам святителя Луки (Войно-Ясенецкого) в Керчи

luka-sv. (1).jpg

Мы знаем, что святитель Лука Крымский (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в Керчи в семье, в которой отец был католиком, а мать и дети – православными. Этот период жизни Войно-Ясенецких имеет немало «белых пятен», и вводимые уже в наше время в научный оборот документы позволяют заполнить некоторые лакуны и узнать важные подробности. Где жила семья в Керчи, где были крещены родившиеся в этом городе дети, прихожанами каких храмов являлись Войно-Ясенецкие? Ответы на эти и другие вопросы пытается найти Андрей Носков, член Керченского отделения Всероссийского общества историков и архивистов.

 

Материалами о керченском периоде жизни семьи Ясенецких-Войно в значительной мере располагает Музей святителя Луки Крымского, созданный в Симферопольском Свято-Троицком женском монастыре в 2002 году при активном участии научных сотрудников Центрального музея «Таврида» и тех, кто знал архиепископа Луку лично. По данным музея, святитель Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в Керчи и был крещен в Свято-Троицком соборе, семья прожила в городе двенадцать лет на Дворянской улице (ныне часть Театральной улицы), где находились небольшой домик и аптека главы семьи.

Дальнейшие научные публикации с привлечением новых, ранее неизвестных документов позволяют уточнить некоторые подробности проживания семьи Ясенецких-Войно в Керчи. Стало известно, что в 1875-1878 и в 1878-1888 годах они жили в двух местах города, соответственно в пределах Троицкого и Александро-Невского приходов (по церковному территориальному делению); что на городском кладбище были похоронены брат и сестра Валентина Феликсовича, Александр и Евгения. Было определено первоначальное местонахождение арендованной главой семейства аптеки; стали известны и другие факты из их жизни в Керчи.

 

Двенадцать лет в Керчи

Достаточно точно определить временные границы проживания семьи Войно-Ясенецких в Керчи позволяют записи в метрических книгах храмов Перекопа и Керчи.

Согласно записям в метрической книге перекопского собора 5 мая 1875 года (все даты до 1918 года даны по старому стилю) выданы свидетельства о рождении и крещении Владимира и Александра Ясенецких-Войно за № 73 и № 74. Эти документы в дальнейшем были необходимы «в случае надобности в доказательствах о себе», для получения Грамот о дворянском достоинстве и других оговоренных законодательством случаях. Их получение на детей «неслужащего дворянина» в раннем возрасте свидетельствует об убытии семьи к иному месту жительства (как в Таврической губернии, так и за её пределами). Значит, Ясенецкие-Войно убыли из Перекопа в Керчь после 5 мая 1875 года. Запись в метрической книге Свято-Троицкого собора за 1875 год о смерти Александра Ясенецкого-Войно и погребении его 30 октября на городском кладбище (ныне на месте кладбища пустырь, что западнее Свято-Афанасиевской церкви), определяет крайнюю дату прибытия семьи в Керчь. Таким образом, семья Ясенецких-Войно прибыла в этот город между 5 мая и 30 октября 1875 года.

Запись в копии метрической книги керченского Троицкого собора за 1877 год (подлинная направлялась в епархию, а копия оставалась в приходском храме – прим.) о выдаче 29 января 1888 года Справки для получения Свидетельства о рождении и крещении Валентина Феликсовича Ясенецкого-Войно свидетельствует об убытии в 1888 году семьи из города. Как уже отмечалось, по действующему Российскому законодательству при переезде неслужащих дворян к иному месту проживания на несовершеннолетних детей испрашивались Свидетельства о рождении и крещении. При переезде семьи в начале 1888 года в Бессарабскую губернию на Валентина Феликсовича Свидетельство о рождении и крещении было получено (очевидно, такой же документ был получен и на Ольгу, также родившуюся в Керчи). Таким образом, согласно документам, семья Ясенецких-Войно прожила в Керчи двенадцать полных лет и убыла из города после 29 января 1888 года.

Двенадцатилетнему периоду проживания семьи в Керчи соответствуют сведения, что Ф.С. Ясенецкий-Войно был внесён в Список присяжных заседателей по Керчь-Еникальскому градоначальству для участия в судебных процессах в июле-сентябре 1881 года. Эти сведения содержатся в «Полицейском листке Керчь-Еникальского градоначальства» № 43 за 1880 год (примерно октябрь-ноябрь) и в № 3 за 1881 год (вторая половина января 1881 года). Не могли уездный предводитель дворянства и керченский полицмейстер выдать (не позднее октября 1880 года) документы Феликсу Ясенецкому-Войно для убытия к иному месту жительства (в другую губернию), и при этом дважды (в октябре-ноябре 1880 года и в январе 1881 года) не пренебречь своими обязанностями по корректировке Списка присяжных заседателей.

О проживании семьи в Керчи свидетельствует ещё и участие Ф. С. Ясенецкого-Войно в конце 1880 года в торгах на поставку медикаментов в 1881 году в городскую больницу Керчи.

Да и Свидетельство о рождении и крещении Валентина Феликсовича не выдавалось ни в 1880-м, ни в 1881 году. При убытии Войно-Ясенецких в 1875 году из Перекопа в Керчь (в Таврической губернии) на Владимира и Александра, как уже отмечалось, эти документы (по закону) были получены. Почему же тогда при переезде семьи из Керчи на жительство (?) в Херсон (если поверить дате убытия 1880 год), а затем и в Бессарабскую губернию, Свидетельство о рождении и крещении Валентина Феликсовича не было получено? Получается, что при надобности Свидетельства о рождении и крещении Валентина Феликсовича глава семьи, Феликс Станиславович, должен был приехать за ним в Керчь в 1883 году из Херсона, а в 1888 году – из Кишинёва. Это не логично, да и без Свидетельства о рождении и крещении малолетний Валентин Феликсович далее 30 вёрст от Керчи не уехал бы – для полиции без этого документа он являлся «беспаспортным бродягой» со всеми вытекающими последствиями.

О нахождении семьи в Керчи в 1883 году свидетельствует также и запись в подлиннике метрической книги Троицкого собора за 1877 год: «Выпись выд<ана> 1883 года июня 8 дня за № 279» (но не Свидетельства о рождении и крещении – А.Н.), очевидно, для поступления Валентина Феликсовича Ясенецкого-Войно в приготовительный класс керченской гимназии. Дворян по закону нельзя было подвергать телесному наказанию, преподаватели обязаны были обращаться к ученикам-дворянам на «Вы», и т.д.

Согласно утверждению В.А. Лисичкина, внучатого племянника святителя, Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий обучался в керченской гимназии, что также соответствует двенадцати годам проживания семьи в этом городе.

О проживании семьи в Керчи до 1889 года (святитель Лука «… родился, крещён и проживал в Керчи до 1889 года») указано в «Сборнике документов святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и надзирающих органов по Крымской епархии 1946-1961 гг».

Таким образом, Ясенецкие-Войно прожили в Керчи двенадцать полных лет, прибыли после 5 мая (и до 30 октября) 1875 года, а убыли после 29 января 1888 года.

risunok.-gark-f.-142-op.-1-d.-13-l.-98ob-99.-kopiya-metricheskoj-knigi-troiczkogo-sobora-kerchi-za-1877-g..jpg


Посещение Войно-Ясенецкими богослужений

Посещали или не посещали православные члены семьи Ясенецких-Войно богослужения? Вопрос возник не случайно, это не праздный вопрос в Российской империи. Для нас же положительный ответ позволяет указать несколько мест в Керчи, связанных с семьёй святителя. За правильным ответом обратимся к законодательству Российской империи XIX века и церковным канонам.

По императорскому указу, православные ежегодно должны были быть на исповеди и у причастия. В «Уставе о предупреждении и пресечении преступлений» (статья 23) так и сказано: «Всякий православный должен хотя однажды в год исповедаться и приобщиться Св. Тайн по обряду христианскому, в пост, или в иное время». Это контролировали светские и церковные власти, приходской священник делал нужные отметки в Исповедальных росписях (ежегодно составлялись соответствующими начальниками и подавались настоятелю приходского храма). В нашем случае росписи составлял городской врач, где указывался Феликс Ясенецкий-Войно, члены его семьи: законная жена Мария, дети: Владимир, Ольга, Валентин, Павел (для каждого члена семьи назывались имена, указывались вероисповедание и возраст) и его место проживания. Допускалось быть на исповеди и у причастия не в своём приходском храме (если в населённом пункте несколько приходов), но в этом случае приходскому священнику представлялась справка от священника, совершившего Таинства. О не бывших на исповеди и у причастия (и о причинах) (статья 26 Устава) настоятель в конце года особо докладывал епископу. Росписи хранились в приходских церквях, их наличие (и с какого времени) указывалось в Клировых ведомостях. Они (росписи) являлись основанием для выдачи «Свидетельства о благонадёжности и поведении», без которого (в нашем случае) отец семейства Ясенецких-Войно не получил бы разрешения на аренду аптеки. Согласно Клировым ведомостям Керченского благочиния, наличие Исповедальных росписей в храмах прослеживается с начала XIX века и до 1914 года.

Откроем «Устав о предупреждении и пресечении преступлений» и приведем статьи 23, 25, 26, 27, 47 и 49 (о 23-й и 26-й сказано выше):

— статья 25: «Внушение об исполнении сего священного долга (быть на исповеди и у причастия – А.Н.) хотя более принадлежит приходскому священнику, но и гражданское и военное начальства также наблюдают, чтобы лица, им подчинённые, непременно сей долг исполнили»;

— статья 27: «Кто, несмотря на убеждение священника, два или три года окажется не бывшим на исповеди и у св. причастия, о том доносится Епархиальному Архиерею особенно…». Если вразумления и убеждения не помогали, о таких лицах сообщалось светским властям для принятия предусмотренных законом мер;

— статья 47: «Как рождённым в Православной вере, так и обратившимся к ней из других вер, запрещается отступить от нея и принять иную веру, хотя бы то и христианскую»;

— статья 49: «Кто уклонится в иную веру от Православия, или жену свою Православную принудит или попустит принять иную веру, или детей своих будет крестить в иную же веру, а наипаче ежели принудит или попустит, оставив Православие, быть в иной вере, того отсылать к суду».

Как следует из приведённых статей Устава, безнаказанно уклониться от посещения церкви было невозможно, в нашем случае это контролировали городской врач, полицмейстер и приходской священник.

Разрешение на брак с инославным (по его прошению) давал епископ. Он и разрешал приходскому священнику совершить венчание только после отобрания при свидетелях расписки инославного об ознакомлении с законом Российской империи, согласно которому рождённые в этом браке дети будут крещены в Православии. Если нет, то брак признаётся незаконным, родители лишаются всех прав состояния и определяются на поселение в Сибирь, детей отбирают у родителей, крестят в Православии, но записывают (иные имя и фамилия, без отчества) незаконнорожденными (подкидышами) и помещают в приют. Семья, в которой либо муж, либо жена инославные, особо контролировалась, прежде всего, церковными властями (начиная с отметки в Метрических книгах о вероисповедании родителей). Понятно, какая отметка должна была стоять была в Исповедальных росписях у православных членов семьи Ясенецких-Войно.

Отделение первое главы второй Устава о предупреждении и пресечении преступлений названо «О предупреждении и пресечении уклонений от исповеди и св. причащения», а раздел I помянутого Устава назван: «О предупреждении преступлений против веры». Контролировать это и принимать надлежащие меры было прямой служебной обязанностью различных должностных лиц. Потому утвеждать, что Мария Димитриевна, жена Феликса Ясенецкого-Войно, в Керчи сама годами не посещала церковь, и детей своих не водила, равнозначно тому, что они «уклонялись от исповеди и св. причащения» (это преступление против веры – А.Н.), а никто на это не обращал внимания. Получилось бы, что двенадцать лет в Керчи полицмейстер, городской врач и приходской священник незаконно разрешали «неблагонадёжному» Феликсу Войно-Ясенецкому арендовать аптеку и не контролировали воспитание его детей в Православии, что абсолютно безосновательно и искажает действительность.

Семья, где муж – ревностный католик, а православные жена и дети годами не посещают церковь, по законам Российской империи – это причина, по которой брак признаётся не законным со всеми вытекающими последствиями. Но, как известно, Феликс и Мария Ясенецкие-Войно в XIX веке в Сибирь не попали, их дети в приюте не оказались и носили фамилию родителей. О посещении детьми богослужения свидетельствует сам святитель Лука Крымский: «Два брата мои – юристы – не проявляли признаков религиозности. Однако они всегда ходили к выносу Плащаницы и целовали её, и всегда бывали на Пасхальной утрени».

Следовательно, положения законодательства Российской империи о посещении церкви православными членами семьи выполнялись. Поэтому можно указать несколько мест, связанные с жизнью Ясенецких-Войно в Керчи: это Свято-Троицкий собор (с 1875 года), Александро-Невская церковь на горе Митридат (с 1878 года и до начала января 1884 года), затем из-за аварийного состояния храма богослужение совершалось в Иоанно-Предтеченской церкви (в 1884-1886 годах причты служили поочерёдно), с 1886 года – Константино-Еленинский молитвенный дом (в ограде Иоанно-Предтеченской церкви), вновь построенная Александро-Невская церковь (находится на современной улице Свердлова) – с ноября 1887 года и не позднее конца 1888 года.

Семья Войно-Ясенецких проживала в Керчи последовательно в двух местах.

Согласно записям в метрических книгах Троицкого собора о погребении Александра в 1875 году, о рождении Ольги в 1876 году, Валентина в 1877 году, записям в метрических книгах Александро-Невской церкви о рождении Евгении в 1878 году и её погребении в 1879 году, семья Ясенецких- Войно проживала в двух местах Керчи, в пределах границ двух церковных приходов. По прибытии в город в 1875 году и примерно до декабря 1878 года они жили в границах Троицкого прихода, а затем – в пределах Александро-Невского прихода.

Могла ли принадлежность к дворянскому сословию позволить жить в пределах одного прихода, а крестить детей или совершать погребение в другом? Согласиться с подобными предположениями – всё равно, что считать, что тогда в России не было никаких законов, ни светских, ни церковных, и как следствие, отрицать факт проживания семьи в двух местах Керчи (по меньшей мере) в пределах границ двух церковных приходов. Поэтому приходится рассмотреть этот вопрос подробно.

В административном делении Церкви главный принцип – территориальный. В Поместной Церкви каноническая территория делится на епархии, которые являются основными структурными единицами. Епархии, как правило, делятся на несколько благочиний, которые состоят из нескольких приходов. Приход – это церковный округ населения, имеющий свой особый храм (иногда храмов могло быть несколько) с причтом, совершающим священнодействие для прихожан. В XIX веке в Русской Православной Церкви приход был основной территориально-административной единицей. В соответствии с тогдашним законодательством выбор места проживания определял и приходскую церковь, на настоятеля которой указом царя Петра I (то есть ещё c XVIII века) возлагалось ведение метрических книг. Крещение, венчание и погребение совершались только в своём приходе приходским священником.

Границы прихода устанавливались ещё и потому, что духовенство содержалось (в XIX веке) в основном за счёт прихожан. Высочайше учреждённое Присутствие по делам православного духовенства по журналу своему от 9 февраля 1873 года составило новые расписания приходов и причтов по восемнадцати епархиям, (в том числе и Таврической). Основной вопрос – содержание духовенства. Причём нет никакого деления прихожан ни по сословиям, ни по приписке к сословиям иных губерний.

Одновременно контролировалась миграция населения. Новые Расписания приходов и причтов 7 апреля 1873 года утвердил император. Для Керчи были определены приходы: Троицкий, Предтеченский и Александро-Невский.

В «Уставе о паспортах и беглых» (издания 1857 года, действовавшем в то время), статья 1 гласит: «Никто не может отлучаться от места своего постоянного жительства без узаконенного вида или паспорта». Статья 2 уточняет: «Постоянным местом жительства считается то место: 1) где кто обязан службою или состоит в ведомстве оной; 2) где находится недвижимое его имущество … 3) где кто, быв записан в книгах дворянских, городовых, или ревизских, имеет водворение» [16, с. 3]. Далее для неслужащих дворян определяется свободное проживание там, где они пожелают, но при наличии оговоренных документов и регистрации.

По законам империи и церковным порядкам неслужащий дворянин Ф.С.Войно-Ясенецкий (и члены семьи) при смене места проживания в обязательном порядке регистрировался:

– Как подданный – в городской полиции (как при переезде из Перекопа в Керчь, так и при смене места проживания в Керчи – А.Н.), причем контроль за регистрацией возлагался на квартировладельца, содержателя гостиницы и дворника (при его наличии);

– По сословию — как дворянин Могилёвской губернии у предводителя дворянства Феодосийского уезда Таврической губернии (это вопросы уплаты и неуплаты налогов и, соответственно, получение паспорта и подорожной, без которых из Керчи не выехать далее 30 вёрст, и др. – А.Н.);

– Как христианин – в приходском храме (порядок перехода от духовника к духовнику, от настоятеля одного храма к иному, из одного прихода в другой известен от создания Церкви, как и ее состав, в котором нет дворян, мещан, крестьян, купцов и т.д. – А.Н.), в границах которого зарегистрирован в полиции. Это и вопрос получения Свидетельства о благонадёжности и поведении (от настоятеля храма – посещают ли муж, жена и дети церковь, бывают ли на исповеди и у причастия), без которого не будет разрешения полицейско-медицинского начальства на аренду аптеки.

Известно, что по сословию Ясенецкие-Войно (отец католик, дети православные) записаны в дворянских книгах Могилёвской губернии, Сенненском уезде. А была ли возможность для дворян Могилёвской губернии, проживающим в Таврической губернии, не относиться ни к одному из местных приходов либо проживать в пределах одного прихода, а крестить детей, венчаться, хоронить умерших в другом? Такой возможности законами империи не предусматривалось для всех сословий, а факты из керченской истории то подтверждают. Приведу ряд примеров:

В 1857 году на Павловском и Ак-Бурунском мысах (в Керченском проливе) началось строительство укреплений, получивших позднее наименование «Крепость Керчь». В возведении укреплений принимали участие (на законных основаниях, по срочному паспорту – А.Н.) сезонные рабочие (из различных сословий – А.Н.) из иных губерний Российской империи. Образовалось поселение (военного ведомства) строителей крепости, не приписанное ни к одному из керченских приходов. В 1861 году Керчь-Еникальский градоначальник ходатайствовал перед епископом о приписке этих сезонных рабочих (из иных губерний) к Карантинному приходу Керчи (не имел определённых границ, к нему были приписаны чины Керченского карантина; упразднён не позднее 1873 года – А.Н.). Здесь следует отметить, что градоначальник считался с церковными канонами: смена места проживания, даже временная, означала и смену приходской церкви.

В конце XIX – начале XX веков в Керчи строят металлургический (Брянский) завод. Администрация Акционерного Общества Керченского металлургического завода и рудников 10 октября 1899 года просила керченского благочинного «назначить для треб в заводскую больницу священника из Аджимушкая и приписать завод временным приходом к посёлку Аджимушкай». Здесь следует отметить, что в поселении рабочих и служащих Брянского завода – колонии («Колонка») – жили как пришлые, так и местные (керчане). Поселение (колония) рабочих Брянского завода на тот момент не было приписано ни к одному из керченских приходов. А выбор расположенных поблизости приходских храмов был достаточно велик: Троицкий собор, церкви Братская Покровская и Иоанно-Богословская и Успенская (в Еникале), есть куда обратиться работникам завода. Но и в данном случае соблюдён общепринятый (законный) порядок: всех служащих и рабочих – как иногородних, так и местных (православных), проживающих в поселении на заводской территории – администрация просит приписать к аджимушкайскому храму (Таврический епископ мог принять и иное решение).

В Церкви нет дворян, купцов, мещан, крестьян как таковых, а есть прихожане, подчинённые церковным канонам. В XIX веке смена места проживания означала и смену приходской церкви, а порядок перехода прихожан из одного прихода в другой (прежде всего это переход от одного исповедующего священника к другому) известен от создания Церкви, и сословная принадлежность на это никак не влияла. Таким образом, предположение о возможности дворянам любой губернии, проживающим в Керчи, «не относиться ни к одному из местных приходов», как следует из вышеизложенного, совершенно не учитывает законодательства и церковных канонов. А проживание семьи Войно-Ясенецких в двух местах Керчи, с 1875 года в Троицком приходе, а с 1878 года и до 1889 года – в Александро-Невском приходе, соответствует законодательству Российской империи, церковным канонам и подтверждается записями в метрических книгах приходских храмов.

Семья Войно-Ясенецких проживала на Дворянской улице Керчи.

По сведениям симферопольского музея святителя Луки, «семья проживала в Керчи на Дворянской улице (часть современной Театральной улицы) в небольшом домике, там же находилась и аптека» (с конца 1880 года, до этого времени аптека была в здании примерно на месте современного главпочтамта). Об этом же пишут М.Н. Козовенко и Л.П. Кравцова в журнале «Православие и медицина». Очевидно, что это соответствует сведениям Комиссии по канонизации.

Достоверным источником, подтверждающим, что Войно-Ясенецкие жили в Керчи на Дворянской улице, является свидетельство внучатого племянника святителя Луки В.А. Лисичкина. А на соседней улице (современная улица Кирова) находилась Керченская Александровская мужская гимназия. В этой гимназии Валентин Феликсович сначала обучался в приготовительном классе, а затем, в 1887 году, поступил в первый класс (после переезда он продолжил учебу в кишинёвской 2-ой гимназии).

Проживали ль Ясенецкие-Войно в двухэтажном доме Мазани (где находилась арендуемая с 1875 года Феликсом Станиславовичем аптека Н.И. Соколовского) на Воронцовской улице? Согласно письму В.А. Лисичкина, сообщившего, что по семейному преданию, ддед с семьёй жил в частном доме (небольшом) рядом с центром Керчи». Улица Воронцовская (также Главная, ныне улица Ленина – А.Н.) и Предтеченская площадь (ныне площадь Ленина – А.Н.) всегда были центром города, а двухэтажный дом Мазани с аптекой, несколькими лавками и квартирами (примерно на месте современного главпочтамта) никак не попадает под определение «маленький».

Есть мнение, «…что при аптеках, и не только в доме Мазани, были квартиры для хозяина/управляющего и, кроме того, отдельные комнаты (общежитие) для сотрудников-фармацевтов. Это была обычная практика». Однако вопреки «обычной практике» владелец вольной аптеки Н.И. Соколовский, служивший в казённой аптеке в Керченском карантине (тогда он находился за городской чертой), со своей семьёй жил в доме Константинова по «Торговому проулку», в черте города. В «Памятных книжках Керчь-Еникальского градоначальства» встречаются сведения о совпадении адресов аптек и их владельцев. Но в большинстве случаев это или свидетельство того, что владелец аптеки и домовладелец – один человек, или просто указание на владельца аптеки. Например, в «Памятной книжке Керчь-Еникальского градоначальства» за 1904 год на странице 89 об одной из аптек города сказано: «Аптека Бродера С.Г. (арендатор Якобсон М.Ю.), угол Николаевской и Карантинной улиц». Получается, что ради «обычной практики» в небольшом домике теснились две семьи (владелец и арендатор), сотрудники-фармацевты (хорошо, если не женаты) и ещё там же была аптека, и сверх этого там была и семья домовладельца Федорова. Да и владелец аптеки С.Г. Бродер по профессии был штурманом и к медикам никак не относился. К тому же по «Аптекарскому уставу» (Закону Российской империи) для вольных аптек обязательное проживание владельца и аптекарских служителей в одном доме с аптекой вообще не определялось.

Следовательно, по всем известным в настоящее время источникам семья Ясенецких-Войно проживала в Керчи на Дворянской улице (часть современной Театральной улицы) в небольшом домике. На той же улице (или вблизи, на Предтеченской площади) находилась примерно с конца 1880 года и арендуемая главой семьи аптека Соколовского. А утверждение о проживании Войно-Ясенецких в доме Маняти (на Воронцовской улице) ничем не подтверждается. П

 

Проживание семьи Войно-Ясенецких в Керчи
на Дворянской улице в двух местах

Дворянская (ныне Театральная) улица на то время была поделена между Троицким и Александро-Невским приходами Керченского благочиния. К Александро-Невскому приходу «…принадлежит часть города, лежащая по левую сторону Митридатской лестницы и от Предтеченской площади по Дворянской улице до дома Роппа, и отсюда по направлению к Агенству РОПИТ…». Это значит, что согласно российским законам и церковным установлениям (выше это было разобрано подробно) с 1878 года (по факту крещения Евгении Войно-Ясенецкой в Александро-Невской церкви) семья проживала по чётной стороне Дворянской улицы (от современной картинной галереи в сторону моря). Вся нечётная сторона Дворянской улицы и часть чётной стороны (по правую сторону Митридатской лестницы) относилась к Троицкому приходу.

 

Отъезд из Керчи

О точном времени переезда Ясенецких-Войно из Керчи в Бессарабскую губернию вывод сделать довольно сложно. Известен факт, что «в 1887 году он (Феликс Станиславович) …становится владельцем вольной аптеки …в городе Болграде. В то же время её арендатором и управляющим являлся провизор Габель». Это совсем не значит, что семья в полном составе (или кто-то из её членов) уже проживала в Бессарабской губернии. Получение же 29 января 1888 года Свидетельства о рождении и крещении Валентина Феликсовича говорит об окончательном убытии семьи из Керчи после этой даты. Это же является доказательством того, что он обучался в приготовительном классе Керченской Александровской мужской гимназии, а в 1887 году поступил в её первый класс, но закончил его в Кишинёве. «В Киевской 2-й гимназии, как удалось установить, Валентин Ясенецкий-Войно начал учиться с 1889/90 учебного года, став гимназистом третьего класса. Это значит, что осенью 1887 года он должен был поступить в первый класс, и до переезда в Киев успешно закончить и первый, и второй классы в Кишинёвской 2-й гимназии».

 

Запись в метрической книге Херсонского собора о рождении 28 июня 1881 года и крещении 3 августа того же года Павла Ясенецкого-Войно не может быть безусловным свидетельством о проживании семьи в Херсоне примерно в 1880-1887 годах по следующим причинам:

– если семья Ясенецких-Войно проживала в Херсоне с 1880/1881 года до 1887 года (в 1887 году за № 20 было выдано Свидетельство о рождении и крещении Павла), то это предположение опровергается выдачей в Керчи 8 июня 1883 года Выписи № 279 (о рождении и крещении) Валентина Феликсовича, особо отметим: Выписи, но не Свидетельства, и выдачей 29 января 1888 года Справки для получения Свидетельства о рождении и крещении;

– безоговорочным свидетельством об убытии семьи Ясенецких-Войно из Керчи в Херсон была бы запись в подлиннике метрической книги керченского собора о выдаче в 1880/1881 годах Валентину Феликсовичу Свидетельства о рождении и крещении. Но там таковой не имеется, есть более поздняя запись за 1883 год, говорящая о том, что семья проживала в Керчи.

– семья Ясенецких-Войно проживала в Керчи, но по не известным нам причинам Павел родился в Херсоне. Мария Дмитриевна, очевидно, находилась там по срочному паспорту (выдавался с ведома мужа, на срок до одного года), в поездке её сопровождал свёкр С.И. Ясенецкий-Войно, но не муж (вероятно, главе семьи и надлежало получить Свидетельство о рождении и крещении, но не жене). Для возвращения в Керчь новорожденного Павла, очевидно, вписали в срочный паспорт Марии Дмитриевны. А для поступления Павла в приготовительный класс (керченской) гимназии потребовалось Свидетельство о рождении и крещении (Выписка была бы только в случае проживания семьи в Херсоне), для чего глава семьи Ф.С. Ясенецкий, очевидно, и совершил поездку из Керчи в Херсон и обратно не позднее августа 1887 года.

 

Архивные документы и новые факты

Таким образом, в научный оборот поступили документы, благодаря которым установлены новые аспекты по керченскому периоду жизни семьи Ясенецких-Войно. Ныне установлено следующее:

– В Керчи семья Ясенецких-Войно прожила двенадцать лет, с 1875 года и до 1889 года;

– Теперь известны имена семи детей Ф.С. и М.Д. Ясенецких-Войно: Владимир, Александр, Ольга, Валентин, Евгения, Павел, Виктория (Ольга, Валентин, Евгения родились и были крещены в Керчи, Виктория предположительно);

– На старом кладбище (русском) у Афанасиевской церкви похоронены брат и сестра (Александр и Евгения) святителя Луки Крымского;

– Семья проживала в Керчи на Дворянской (часть современной Театральной) улице в двух местах, с 1875 года в границах Троицкого, а с 1878 года – в пределах Александро-Невского приходов Таврической епархии;

Православные члены семьи Войно-Ясенецких (не позднее) с 1878 года и до убытия из Керчи в 1888 году были прихожанами Александро-Невской церкви, причём с ноября 1887 года и до убытия из Керчи в 1888 году во вновь построенном здании Александро-Невской на Босфорской (ныне Свердлова) улице. Это значит, что они молились и причащались в храме на горе Митридат, с 1884 года и до ноября 1887 года – в Иоанно-Предтеченской церкви (с 1886 года – в Костантино-Еленинском молитвенном доме), а с ноября 1887 года и до убытия из Керчи в 1888 году – во вновь построенном здании Александро-Невской на Босфорской (ныне Свердлова) улице. При убытии к иному месту жительства, согласно церковным канонам, у духовника (настоятеля приходского храма) они испросили «отпуск» (это, очевидно, было совершено в храме – ныне действующей Александро-Невской церкви);

– Валентин Феликсович (святитель Лука Крымский) обучался (с 1883 года) в приготовительном классе Керченской Александровской мужской гимназии, а в 1887 поступил в её первый класс, который закончил в 1888 году уже в Кишинёве;

– Ф.С. Ясенецкий-Войно арендовал с 1875 года аптеку у Н.И. Соколовского, располагавшуюся в доме Маняти на углу улиц Воронцовской и Строгановской (примерно на месте современного главпочтамта), а с 1880 года она находилась, предположительно, на Дворянской улице или на Предтеченской площади;

– Ф.С. Ясенецкий-Войно с 1876 года и до 1881 года состоял агентом страховой компании «Надежда».

– Ясенецкие-Войно в 1888 году из Керчи убыли в Бессарабскую губернию, а в Херсоне семья не проживала.

Осталось выяснить, когда и где родилась Виктория, младшая сестра святителя Луки. Если предположить, что примерно с 1882 года Ф.С. Ясенецкий-Войно служил в аптеке Керченского местного лазарета (находился на эспланаде крепости Керчь), то запись о рождении и крещении Виктории следует искать в метрических книгах крепостной (приходской) Петро-Павловской церкви. С момента принятия Ф.С. Ясенецкого-Войно на службу в аптеку военного ведомства все записи о крещении, венчании и погребении членов его семьи должны были совершаться в метрической книге храма военного ведомства.

Это совсем не значит, что причащаться они были обязаны только в крепости. Начальством главы семьи составлялись Исповедальные росписи (с указанием места проживания), подавались благочинному, и члены семьи причащались по месту проживания, т.е. в приходской церкви епархиального ведомства (в нашем случае – Александро-Невской).

Вероятно, из Керчи около 1888 года глава семьи перевёлся в Кишинёвский госпиталь военного ведомства. Переход главы семьи на службу по военному ведомству может объяснить оставление не позднее февраля 1881 года службы в страховой компании «Надежда», а вот арендовать вольную аптеку при этом не возбранялось. Это также объясняет отсутствие записей (после 1881 года), относящихся к Ясенецким-Войно (о рождении Виктории), в метрических книгах приходских церквей города Керчи (кроме выдачи Свидетельств о рождении и крещении).

Источники и литература

Андрей НОСКОВ,
член Керченского отделения
Всероссийского общества историков и архивистов

Публикация сайта Керченской епархии






Все новости Керчи на сегодня
Керчь

В Крыму прошли «Большие гастроли» к 10-летию воссоединения полуострова с Россией

В Крыму ремонтируют дорогу Керчь – Войково – Курортное

В Крыму прошли «Большие гастроли» к 10-летию воссоединения полуострова с Россией

Сегодня ночью ограничат движение через железнодорожный переезд в Трусовском районе Астрахани

На Кубани выросло число опасных участков дорог



Другие новости Керчи

Глава Крыма Сергей Аксёнов
Крым

Глава Крыма Аксенов призвал ужесточить миграционную политику



Персональные новости
Даниил Медведев

Медведев рассказал, что у него не получилось в первом сете матча с Арнальди в Мадриде


Керчь на Russian.city

Здоровье в Крыму


Симферополь

В Симферополь запускают поезд из Волгограда: маршрут и расписание


Другие города Крыма


Moscow.media
Керчь

Крымчанин хотел взять чужого младенца себе, но оставил на бетонном полу в подъезде




SevPoisk.ru — паблик новостей Севастополя и других городов Республики Крым в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, гео-отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. SevPoisk.ru — ваши новости сегодня и сейчас в Керчи, объявления, аренда квартир, отели, санатории, отдых в Крыму, квартиры от владельцев, выгодные предложения.

Опубликовать свою новость в любом городе и регионе России и Украины можно мгновенно — здесь.


Новости Крыма


Спорт в Крыму




Экология в Крыму


Все города России от А до Я