И. К. Айвазовский: Мой адрес — всегда в Феодосии
Перед его картинами в музеях всегда стоят изумлённые люди. Знал ли этот художник причину, почему люди, эти сухопутные существа, так любят море? Если даже и нет, то он определённо знал другой секрет: как заставить стихию ожить на холсте без всяких компьютерных технологий, как сделать так, чтобы с холста был слышен шум моря и чувствовалась влага волны.
Иван Константинович Айвазовский (1817-1900) — лучший маринист в истории русской живописи. Его полотнами любовались, любуются и будут любоваться его соотечественники и иностранцы, но, к сожалению, немногие интересуются личностью этого человека. А между тем он оставил на память людям не только свои замечательные картины. Память о нём живёт в его долгосрочных добрых делах, посвящённых жителям родного города Феодосии.
В книге рождений и крещений армянской церкви города Феодосии есть запись о том, что в июле 1817 года у торговца Геворга Гайвазяна и жены его Репсиме родился сын Ованес — будущий знаменитый художник-маринист Иван Айвазовский. Отец художника происходил из маленького городка в южной Польше и поэтому называл себя на польский лад — Гайвазовский.
Перебравшись к Чёрному морю и обосновавшись в Феодосии, Гайвазовский заслужил уважение горожан и был избран старостой городского базара. Этой же фамилией подписывал свои картины молодой художник. Только в 1840 году он стал Айвазовским. Но в письмах своих к родным и друзьям на армянском языке он всегда оставался Ованесом Айвазяном.
Мир не без добрых людей
Первые опыты в искусстве у будущего художника заключались в срисовывании с гравюр. Это занятие, вероятно, пробудило воображение одарённого юноши. Если не хватало бумаги, в дело шли белёные стены дома, на которых он рисовал рыбачьи баркасы, парусники и фигурки людей. У отца Ованеса был друг-архитектор, который по существу стал первым учителем будущего художника. Но судьбу Айвазовского определил другой человек — градоначальник Феодосии Александр Казначеев.
Он узнал о талантливом подростке и подарил ему настоящие акварельные краски. Когда градоначальник получил повышение и отправился на службу в Симферополь, он взял с собой Ованеса и определил мальчика в гимназию. Три года, проведённые в семье Казначеева, способствовали быстрому развитию способностей талантливого и восприимчивого юноши.
Русская дворянка Н. Ф. Нарышкина, узнав о художественных способностях гимназиста, стала хлопотать о приёме его в Петербургскую академию художеств. Она отослала президенту Академии рисунки Ованеса. Вскоре пришёл ответ: Гайвазовский принят на учёбу за казённый счёт. Переезд из Крыма в Петербург также оплатит государство.
В 1833 году шестнадцатилетний Айвазовский вступил под своды знаменитой Академии художеств. Через два года молодой художник был удостоен первой награды, он делал быстрые успехи в постижении тайн мастерства.
Учёба в Академии завершилась в 1837 году. Как лучший выпускник Айвазовский удостоился большой золотой медали и права в течение шести лет работать за границей. Но сначала Иван Айвазовский отправился на родину в Крым.
Молодой академик Главного морского штаба России
В Италию — столицу художественного мира, молодой художник попал в 1840 году. Он побывал в Венеции, Риме, Флоренции. Итальянские меценаты по достоинству оценили его творчество, они охотно приобретали его картины и рисунки. Художник был горд признанием своего таланта в Европе. В Россию Айвазовский вернулся в 1844 году. Его заграничная творческая командировка охватила почти все европейские страны.
По прибытии он был представлен к званию академика и причислен к Главному морскому штабу. Айвазовский умел и любил писать корабли:
«Когда я писал виды морских сражений, мне давались всевозможные пособия от Адмиралтейства: чертежи кораблей, рисунки, оснастка судов, вооружение и т. д. Для доставления мне возможности видеть полёт ядра… при мне в Кронштадте были произведены несколько пушечных выстрелов боевыми зарядами. Для ближайшего ознакомления с движениями военных кораблей во время морских сражений я присутствовал на морских манёврах в Финском заливе».
Феодосия навсегда
Знаменитый на всю Россию художник в 1848 году вернулся в Феодосию. В это время он уже был женат на Юлии Яковлевне Гревс, англичанке, дочери военного врача:
«Лучшие мои картины те, которые написаны по вдохновению, так как я женился».
В браке родились четыре дочери.
В Симферополе Айвазовский купил земельный участок и по своему проекту построил дом. В разное время у него в гостях побывали Павел Третьяков, Илья Репин, Иван Шишкин.
Семья Айвазовских зиму проводила в Петербурге. Художник готовил и представлял новую выставку своих работ, ходил в театр, посещал студии знакомых художников:
«Зиму я охотно провожу в Петербурге. Но чуть повеет весной, и на меня нападает тоска по родине, меня тянет в Крым, к Чёрному морю».
Павлу Третьякову, который всегда был готов приобрести его новую картину, Айвазовский писал:
«Мой адрес — всегда в Феодосии».
Картины мариниста всё больше входили в моду, художнику покровительствовал сам император. Айвазовский, первый из художников своего времени, получил чин тайного советника.
Большие заказы дают большие доходы, и постепенно художник становится добрым и щедрым гением своего родного города. Он занимается возведением здания музея археологии, финансированием строительства морского порта и железной дороги, созданием городской библиотеки.
В 1880 году художник начинает строить для города картинную галерею. По решению живописца, картины в ней были развешены только на одной стене, вторую же занимали большие окна с видом на море.
Художник призывал своих зрителей взглянуть на вечно изменчивое море, а потом найти на противоположной стене пейзаж, который бы соответствовал сегодняшнему настроению непостоянной стихии.
В истории Российской империи это был первая галерея, которая стала прижизненным музеем одного художника. Но создание такого музея нельзя считать памятником самовозвеличения. Когда в Феодосию приехали знаменитые певцы из Петербурга, Айвазовский пригласил их выступить в его галерее.
Билеты на концерт были достаточно дорогими для провинциального города. На вырученные деньги художник поставил в городе памятник императору Александру Третьему, а с артистами расплатился своими картинами.
Но самый ценный подарок художника родному городу стал Фиодосийско-Субашский водовод. В конце 80-х годов XIX века Феодосия страдала от недостатка питьевой воды: на одиннадцать тысяч населения в сутки приходилось только четыре тысячи вёдер. Художник обратился в городскую думу с письмом:
«Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность пятьдесят тысяч в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника».
«За здравие его семьи»
По личному проекту художника и на его деньги был построен водовод. В память об этом событии в парке был возведён фонтан, воду из которого местные жители получали бесплатно. В одном из писем Айвазовский писал:
«Фонтан в восточном стиле так хорош, что ни в Константинополе, ни где-либо я не знаю такого удачного…».
Рядом с чашей раньше стояла серебряная кружка с надписью «За здравие его семьи». Сейчас фонтан носит имя Айвазовского. У Ивана Константиновича в это время был уже второй брак. Жена-англичанка так и не смогла понять особенностей характера мужа и покинула его вместе с дочерьми.
Во второй раз Айвазовский женился на феодосийской армянке Анне Никитичне Саркисовой-Бурназян. Она стала гостеприимной хозяйкой феодосийского дома Айвазовского. Ради неё художник отступил от излюбленной морской темы и написал портрет жены.
До конца своей жизни Айвазовский оставался верен своей малой родине. В завещании он передал здание своей картинной галереи со всеми находящимися в ней полотнами и другими произведениями искусства в дар городу. В память о покровителе, так много сделавшем для развития города, перед зданием галереи установлен памятник Ивану Айвазовскому.